Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Стихи рождаются от отчаяния перед бессилием слова, чтобы в конце концов склониться перед всесильем безмолвия
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи


23 января исполняется 240 лет со дня рождения французского писателя, искусствоведа Бейля Стендаля (1783-1842).
foto


    Настоящее имя Стендаля - Мари Анри Бейль, хотя иногда он пытался присвоить себе дворянский титул, подписываясь "Анри де Бейль", что вероятно, сделал бы и Жюльен Сорель. На самом деле предками Стендаля были солидные буржуа, а отец его служил в адвокатской конторе в Гренобле. Будущий писатель родился в 1783 году. Спустя семь лет умерла его мать, оставив сына на воспитание отцу, человеку черствому, суровому и мнительному, и тете Серафи, которых он ненавидел. Своим ранним образованием Стендаль обязан священникам, что явилось основной причиной его антиклерикализма. Характер будущего писателя сформировался в антагонизме с отцом и духовными наставниками: Стендаль был крайне импульсивен, самовлюблен, критичен, чувствен и недисциплинирован.
    Его любовь к литературе поощрял дед с материнской стороны, врач по профессии, человек с развитым художественным вкусом. Когда Стендалю было тринадцать лет, его отправили в Центральную школу в Гренобле, где он отличился в математике так, что ему прочили дальнейшее обучение на инженера в Политехнической школе в Париже. Стендаль прибыл туда в 1799 году, на следующий день после государственного переворота, сделавшего Наполеона властелином Франции. Забыв о благоразумном намерении стать инженером, Бейль очертя голову бросился в имперскую авантюру, которая обуяла страну. Дальний родственник по имени Дарю, бывший в милости у Наполеона, ставший позднее государственным секретарем, добился для юноши церковной должности при военном штабе. Работа оказалась чересчур скучной, и на следующий год молодой Анри, которому едва исполнилось семнадцать лет, получив звание сублейтенанта, был отправлен в Италию, где в ту пору находилась французская армия.
    Хотя Бейль ничего не знал об этой стране, Италия стала для него второй родиной и местом действия одного из крупнейших его романов. Все здесь восхищало его: итальянская опера, музыка Чимарозы и живопись Корреджо. Он находил привлекательным итальянский темперамент, который казался ему более страстным, решительным и менее цивилизованным (с точки зрения буржуа девятнадцатого века), чем французский. Италия, в особенности Рим и Милан, так полюбились ему, что он даже предложил высечь на своем могильном камне слова "Энрико Бейль, миланец". Помимо прочего он влюблялся в итальянских женщин; с этого времени его частная жизнь - летопись главным образом любовных приключений.
    Последующие годы были очень деятельными. В 1806 году Стендаль вновь поступил на государственную службу, получив административный пост в Брунсвике, оккупированном в то время французами. Там он познакомился с немецким языком, вращался в хорошем обществе; ему льстило окружавшее его уважение, но, в сущности, он порядком скучал. В дальнейшем Бейль много путешествовал по Германии и Австрии, был послан с правительственной миссией в Вену и последовал за императором в Россию. Здесь он стал очевидцем Смоленского и Бородинского сражений, присутствовал при пожаре Москвы, найдя его с эстетической точки зрения впечатляющим. Затем с равным самообладанием отступал с французской армией в Западную Европу. Держава Наполеона рушилась, и, когда пал Париж, Бейль покинул Францию, поняв, что его карьера в высших кругах власти закончилась.
    Теперь страной управляли Бурбоны. Бейль вернулся к литературе, и в дальнейшем мы имеем право именовать его Стендалем - именем, которое он прославил. Его сочинения в 1820-е годы весьма многообразны. Это жизнеописания выдающихся композиторов (книги "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио", 1817; "Жизнь Россини", 1824), история итальянской живописи ("История живописи в Италии", 1817), трактат о любви ("О любви", 1812), путеводитель по Риму ("Прогулки по Риму", 1829), а также различные журнальные статьи, опубликованные в Париже и Лондоне. Жизнь его во Франции, Италии и Англии зависела от случайных заработков. В результате смены правящей верхушки в 1830 году на трон был возведен монарх-буржуа Луи Филипп, и перед Стендалем теперь открылась возможность вернуться на государственную службу. В том же году он был назначен консулом в Триест, где его репутация радикала не пришлась по вкусу австрийским властям. Стендаль был переведен в Чивитавеккью в папском государстве. Жалованье ему определили более скромное, чем раньше, зато до любимого Рима было подать рукой. В этой должности он оставался до конца своей жизни, хотя слабое здоровье часто вынуждало его отлучаться на длительное время.
    Роман "Красное и черное" был написан в последний год правления Карла X. К моменту выхода в свет книги в 1831 году она успела устареть, во всяком случае, в отношении критики Бурбонов. В течение следующего десятилетия Стендаль написал два автобиографических произведения: "Мемуары эгоиста" и "Жизнь Анри Брюлара"; а также оставшийся незаконченным роман "Люсьен Левен". Не желая подвергаться риску вновь лишиться консульской должности, Стендаль не решился при жизни публиковать свои сочинения. В 1839 году он опубликовал свой второй шедевр "Пармская обитель" - историю приключений и интриг, происходящих в Италии. После продолжительной болезни Стендаль скончался от удара в 1842 году, в Париже.
    Путь писателя к известности был долгим. Стендаль заявлял, что писал "для немногих счастливцев", предсказывая, что слава придет к нему не ранее 1880 года. И оказался прав. Возможно, его главная неудача состояла в том, что он не вписывался ни в один из литературных стереотипов своего времени. Любовь к героическим себялюбцам вроде Наполеона отделяла его от авторов восемнадцатого века, однако он не похож ни на одного из писателей-романтиков. Стендалю недоставало эпического размаха Гюго, равно как и сентиментальности Ламартина. Лишь когда эти фигуры сошли с литературного пьедестала, стало совершенно очевидно, в чем заключено подлинное величие Стендаля. Оно состояло в его психологическом реализме.*

* Печатается по материалам сайта Кроссворд-кафе