Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Похоже, что у поэтов всегда будет много работы
Вислава Шимборска
польская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1996 год

Юбилеи


19 августа исполняется 70 лет со дня рождения писателя, драматурга Александра Валентиновича Вампилова (1937-1972)
foto


    Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в городе Кутулик Иркутской области. В семье Александр был четвертым ребенком, еще до рождения которого Валентин Никитович писал жене: «Я уверен, все будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, и, боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я все вижу писателей.… Не назвать ли его Львом или Александром? У меня, знаешь, вещие сны».
    Его отец, Валентин Никитович, работал директором Кутуликской школы, мать, Анастасия Прокопьевна — завучем и учителем математики. Мальчика назвали Александром в честь Пушкина: это был год столетия со дня смерти поэта. Через несколько месяцев после рождения сына Валентина Никитовича арестовали, причислив его к «панмонголистам» — так в НКВД называли тех, кто якобы ратовал за воссоединение Бурятии, Монголии и двух национальных округов. Обвинение было тяжким и не давало арестованному никаких шансов на помилование: вскоре он был приговорен к расстрелу.
    После смерти отца семья Вампиловых жила очень трудно, буквально перебиваясь с хлеба на воду. Анастасия Прокопьевна продолжала работать в школе, но ее зарплаты едва хватало, чтобы содержать себя и четверых малолетних детей.
    Саша рос вполне обычным ребенком, никаких выдающихся способностей домашние долгое время не различали. Мать позднее признавалась: «Мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, о своих успехах и о работе. Да и не так много было у него этих успехов — трудно ему приходилось…» .
    Между тем некоторые способности проявились еще в школе: у мальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, домбре, потом на гитаре — старинной, еще дедовской. Позднее постиг нотную грамоту, исполнял музыкальные пьесы Тарреги, Вила Лобоса, играл и в школьном оркестре, и в университетском ансамбле народных инструментов.
    Все вспоминают, что Александр прекрасно пел. У него был несильный, но очень приятный голос, удивительная по простоте и искренности манера исполнения. Склонившийся над гитарой Вампилов сразу покорял любую аудиторию.
    Закончив школу, будущий драматург поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Уже на первом курсе он стал пробовать силы в писательстве, сочиняя короткие комические рассказы. В 1958 году некоторые из них появились на страницах местной периодики. Через год Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты «Советская молодежь» и молодежное Творческое объединение под эгидой газеты и Союза писателей. А в 1961 году вышел первый (и при жизни — единственный) сборник юмористических рассказов Александра. Книга называлась «Стечение обстоятельств».
    В 1962 году редакция «Советской молодежи» отправила талантливого сотрудника в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы. В декабре того же года в Малеевке состоялся творческий семинар, на котором Вампилов представил на суд читателей две одноактные комедии: «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами». Проучившись в Москве несколько месяцев, Александр вернулся в родной город, и его тут же назначили ответственным секретарем газеты. Но уже в 1964 году Александр покинул «Советскую молодежь» и целиком посвятил себя писательству: принял участие в семинаре молодых драматургов в Комарово, под Ленинградом; опубликовал некоторые произведения в двух коллективных сборниках очерков и рассказов иркутских писателей — «Ветер странствий» и «Принцы уходят из сказок», — выпущенных в том же году в Иркутске. В ноябрьском номере журнала «Театр» вышла в свет его первая пьеса «Дом окнами в поле». Вскоре после этого Вампилов вновь отправился в Москву в надежде пристроить в один из столичных театров недавно написанное «Прощание в июне». Однако эти попытки тогда не увенчались успехом.
    В декабре Вампилов поступил на Высшие литературные курсы Литинститута. Здесь зимой 1965 года и произошло его неожиданное знакомство с модным в те годы драматургом Алексеем Арбузовым. Пьеса «Прощание в июле», которую он вручил Арбузову, произвела на маститого драматурга хорошее впечатление. Поэтому, когда Александр позвонил ему через несколько дней домой, тот пригласил его к себе. Их встреча длилась несколько часов и произвела на молодого автора потрясающее впечатление. Правда, пробить «Прощание…» в столице (даже с помощью Арбузова) ему так и не удалось. Первым его поставил на своей сцене в 1966 году Клайпедский драматический театр. По этому поводу в декабре Вампилов дал интервью газете «Советская Клайпеда», которое оказалось (по злой иронии судьбы) единственным в жизни талантливого драматурга. В том же году Вампилов вступил в Союз писателей.
    Вслед за «Прощанием в июне» появились пьесы «Случай с метранпажем», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске» и другие. У тех, кто их читал, они вызывали самые горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве или Ленинграде. Только провинция привечала драматурга: к 1970 году сразу в восьми театрах шла его пьеса «Прощание в июне». А вот родной Иркутский ТЮЗ, который теперь носит имя Вампилова, при жизни Александра так и не поставил ни одного его произведения.
    К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам иркутского драматурга стало меняться. «Прошлым летом в Чулимске» взял себе для постановки театр им. Ермоловой, «Прощание…» — театр им. Станиславского. В марте в Ленинградском Большом Драматическом театре прошла премьера «Провинциальных анекдотов». Даже кино обратило внимание на произведения Вампилова: «Ленфильм» подписал с ним договор на сценарий «Сосновых родников». Казалось, что удача наконец-то улыбнулась талантливому писателю: он молод, полон творческих сил и планов. Благополучно складывалась и личная жизнь с женой Ольгой. И вдруг — нелепая гибель.
    17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе с друзьями — Глебом Пакуловым и Владимиром Жемчужниковым — отправился отдохнуть на озеро Байкал… По рассказам очевидцев, лодка, в которой были Вампилов и Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Пакулов схватился за днище и стал звать на помощь. А Вампилов решил добраться до берега вплавь. И добрался, коснулся ногами земли, но в этот момент у него не выдержало сердце…
    Через несколько дней А. Вампилова хоронили на Радищевском кладбище.
    Ю. Нагибин так отозвался на смерть Александра: «Гордый Вампилов молчал, и в ледяной воде разорвалось сердце. Спасать надо в первую очередь того, кто молчит…».
    После смерти начали издаваться его книги (при жизни вышла всего лишь одна), театры ставили его пьесы, режиссеры снимали фильмы по его произведениям. В Кутулике открыли музей, в Иркутске именем А. Вампилова назвали ТЮЗ. А на месте гибели появился мемориальный камень…*

* Печатается по материалам РОФ «Центр развития русского языка»