Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Все в слове…. Целая жизнь может измениться только от того, что сместилось одно слово, или оттого, что другое по-королевски расселось посреди фразы, которая не ждала его и ему не подчиняется…
Пабло Неруда
чилийский поэт и публицист, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1971 год

Юбилеи


19 августа исполняется 70 лет со дня рождения писателя, драматурга Александра Валентиновича Вампилова (1937-1972)
foto


    Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в городе Кутулик Иркутской области. В семье Александр был четвертым ребенком, еще до рождения которого Валентин Никитович писал жене: «Я уверен, все будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, и, боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я все вижу писателей.… Не назвать ли его Львом или Александром? У меня, знаешь, вещие сны».
    Его отец, Валентин Никитович, работал директором Кутуликской школы, мать, Анастасия Прокопьевна — завучем и учителем математики. Мальчика назвали Александром в честь Пушкина: это был год столетия со дня смерти поэта. Через несколько месяцев после рождения сына Валентина Никитовича арестовали, причислив его к «панмонголистам» — так в НКВД называли тех, кто якобы ратовал за воссоединение Бурятии, Монголии и двух национальных округов. Обвинение было тяжким и не давало арестованному никаких шансов на помилование: вскоре он был приговорен к расстрелу.
    После смерти отца семья Вампиловых жила очень трудно, буквально перебиваясь с хлеба на воду. Анастасия Прокопьевна продолжала работать в школе, но ее зарплаты едва хватало, чтобы содержать себя и четверых малолетних детей.
    Саша рос вполне обычным ребенком, никаких выдающихся способностей домашние долгое время не различали. Мать позднее признавалась: «Мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, о своих успехах и о работе. Да и не так много было у него этих успехов — трудно ему приходилось…» .
    Между тем некоторые способности проявились еще в школе: у мальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, домбре, потом на гитаре — старинной, еще дедовской. Позднее постиг нотную грамоту, исполнял музыкальные пьесы Тарреги, Вила Лобоса, играл и в школьном оркестре, и в университетском ансамбле народных инструментов.
    Все вспоминают, что Александр прекрасно пел. У него был несильный, но очень приятный голос, удивительная по простоте и искренности манера исполнения. Склонившийся над гитарой Вампилов сразу покорял любую аудиторию.
    Закончив школу, будущий драматург поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Уже на первом курсе он стал пробовать силы в писательстве, сочиняя короткие комические рассказы. В 1958 году некоторые из них появились на страницах местной периодики. Через год Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты «Советская молодежь» и молодежное Творческое объединение под эгидой газеты и Союза писателей. А в 1961 году вышел первый (и при жизни — единственный) сборник юмористических рассказов Александра. Книга называлась «Стечение обстоятельств».
    В 1962 году редакция «Советской молодежи» отправила талантливого сотрудника в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы. В декабре того же года в Малеевке состоялся творческий семинар, на котором Вампилов представил на суд читателей две одноактные комедии: «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами». Проучившись в Москве несколько месяцев, Александр вернулся в родной город, и его тут же назначили ответственным секретарем газеты. Но уже в 1964 году Александр покинул «Советскую молодежь» и целиком посвятил себя писательству: принял участие в семинаре молодых драматургов в Комарово, под Ленинградом; опубликовал некоторые произведения в двух коллективных сборниках очерков и рассказов иркутских писателей — «Ветер странствий» и «Принцы уходят из сказок», — выпущенных в том же году в Иркутске. В ноябрьском номере журнала «Театр» вышла в свет его первая пьеса «Дом окнами в поле». Вскоре после этого Вампилов вновь отправился в Москву в надежде пристроить в один из столичных театров недавно написанное «Прощание в июне». Однако эти попытки тогда не увенчались успехом.
    В декабре Вампилов поступил на Высшие литературные курсы Литинститута. Здесь зимой 1965 года и произошло его неожиданное знакомство с модным в те годы драматургом Алексеем Арбузовым. Пьеса «Прощание в июле», которую он вручил Арбузову, произвела на маститого драматурга хорошее впечатление. Поэтому, когда Александр позвонил ему через несколько дней домой, тот пригласил его к себе. Их встреча длилась несколько часов и произвела на молодого автора потрясающее впечатление. Правда, пробить «Прощание…» в столице (даже с помощью Арбузова) ему так и не удалось. Первым его поставил на своей сцене в 1966 году Клайпедский драматический театр. По этому поводу в декабре Вампилов дал интервью газете «Советская Клайпеда», которое оказалось (по злой иронии судьбы) единственным в жизни талантливого драматурга. В том же году Вампилов вступил в Союз писателей.
    Вслед за «Прощанием в июне» появились пьесы «Случай с метранпажем», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске» и другие. У тех, кто их читал, они вызывали самые горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве или Ленинграде. Только провинция привечала драматурга: к 1970 году сразу в восьми театрах шла его пьеса «Прощание в июне». А вот родной Иркутский ТЮЗ, который теперь носит имя Вампилова, при жизни Александра так и не поставил ни одного его произведения.
    К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам иркутского драматурга стало меняться. «Прошлым летом в Чулимске» взял себе для постановки театр им. Ермоловой, «Прощание…» — театр им. Станиславского. В марте в Ленинградском Большом Драматическом театре прошла премьера «Провинциальных анекдотов». Даже кино обратило внимание на произведения Вампилова: «Ленфильм» подписал с ним договор на сценарий «Сосновых родников». Казалось, что удача наконец-то улыбнулась талантливому писателю: он молод, полон творческих сил и планов. Благополучно складывалась и личная жизнь с женой Ольгой. И вдруг — нелепая гибель.
    17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе с друзьями — Глебом Пакуловым и Владимиром Жемчужниковым — отправился отдохнуть на озеро Байкал… По рассказам очевидцев, лодка, в которой были Вампилов и Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Пакулов схватился за днище и стал звать на помощь. А Вампилов решил добраться до берега вплавь. И добрался, коснулся ногами земли, но в этот момент у него не выдержало сердце…
    Через несколько дней А. Вампилова хоронили на Радищевском кладбище.
    Ю. Нагибин так отозвался на смерть Александра: «Гордый Вампилов молчал, и в ледяной воде разорвалось сердце. Спасать надо в первую очередь того, кто молчит…».
    После смерти начали издаваться его книги (при жизни вышла всего лишь одна), театры ставили его пьесы, режиссеры снимали фильмы по его произведениям. В Кутулике открыли музей, в Иркутске именем А. Вампилова назвали ТЮЗ. А на месте гибели появился мемориальный камень…*

* Печатается по материалам РОФ «Центр развития русского языка»