Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Похоже, что у поэтов всегда будет много работы
Вислава Шимборска
польская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1996 год

Юбилеи


16 июня исполняется 155 лет со дня рождения поэта Константина Дмитриевича Бальмонта (1867-1942)
foto


    Константин Бальмонт – русский поэт-символист. Его обожествляли. Ему подражали. Его пародировали. В нем видели вечно вольного, вечно юного Ариона, обреченного стоять на высоте и быть вечно погруженным в откровения своей бездонной души.
    По отцовской линии его предки были шотландцы, по материнской – татары. Бальмонт провел гармонично-счастливое детство в родительском поместье во Владимирской губернии среди красивой природы, окруженный любовью и заботой близких. Но отрочество и юность были довольно мрачными, что Бальмонт связывал с учебой. Из 7-го класса гимназии он был изгнан за принадлежность к революционному кружку. Владимирскую гимназию, где он окончил курс, воспринимал как тюрьму, которая изуродовала его нервную систему.
    В 1886 году Бальмонт поступил на юридический факультет Московского университета, учебой занимался мало, зато «пребывал в великом увлечении немецкой литературой». Из Московского университета был исключен как организатор студенческих беспорядков. Еще несколько раз он будет возвращаться к «казенному образованию», но, не проучившись и года, займется самообразованием. Своими познаниями в области истории, философии, литературы и филологии Бальмонт обязан только себе.
    В 22 года он женился на дочери фабриканта, барышне «боттичелевского типа», но брак трагически распался. Этой женщине он и посвятил свой первый «Сборник стихотворений, который не имел никакого успеха, но вышел в год, памятный для Бальмонта. 13 марта 1890 г., прочитав ночью «Крейцерову сонату» Толстого, которая ходила в списках, Бальмонт бросился из окна третьего этажа на мощенный булыжниками двор. Весь следующий год поэт провел в постели. И явился новый, перерожденный Бальмонт. «Дыхание смерти» пробудило в нем «творческую мечту», с прошлым было покончено. Отсутствие поддержки, денег и голод не могли сломить Бальмонта. Сборники тех лет «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898) сразу обнаружили большого поэта. Последний сборник Блок назвал «самым нежным и самым детским» созданием Бальмонта. Поэтическая манера этого периода импрессионистична, язык – условно символический, мелодичный, полный загадочных намеков.
    С выходом книги «Горящие здания» (1900) начинается новый и главный период в жизни поэта: «Мне везет. Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется». На смену безнадежному, пессимистическому настроению приходит настроение светлое, если не сказать более. В марте 1901 г. Бальмонт стал известен всему Петербургу. За публично прочитанное антиправительственное стихотворение «Маленький султан» поэт был сослан в курское поместье без права проживания в столичных городах в течение двух лет. Из 30 сборников, написанных Бальмонтом, самыми известными стали книги «Будем как солнце» (1903) и «Только любовь. Семицветник» (1903). Некоторых оскорбила декларация Бальмонта: «Предо мною другие поэты – предтечи», кто-то воспринял это как «чудачество и самообожание», однако вскоре установилось мнение, что Бальмонт не личное «я» отразил, а выразил новое понимание жизни.


Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!

    В творчестве Бальмонта начинает ощущаться перелом. Новая жизнь, революция захватила его, он пишет радикальные политические стихи-однодневки. Опасаясь репрессий, покидает Россию, как оказалось, на семь лет. Каждый год этого семилетия поэт писал по книге («Жар-птица, 1907; «Белые зарницы», 1908) – все они о России. В 1913 г. В связи с «300-летием дома Романовых» была объявлена политическая амнистия, и Бальмонт с триумфом возвратился на родину. На вокзале его встречала огромная делегация во главе с В. Брюсовым. Бальмонт счастлив, он бросает в толпу ландыши… Лучшие сборники этого периода («Белый зодчий», «Ясень», «Сонеты солнца, меда и луны» и книга «Тропинка огня» 1916-1918), включающие около тысячи стихотворений, отличаются монументальностью, в них видна уверенность матера, выросшая из способности откликаться на любое «вещание мира».
    1917-1920 гг. – тяжелое время для поэта. По воспоминаниям Цветаевой, в квартире Бальмонта было так холодно. Что приходилось целый день находиться в постели. Здоровье дочери и жены ухудшалось, и Бальмонт хлопотал о выезде за границу. Первую мировую войну поэт воспринял как «злое колдовство», но в поэзии военные действия не нашли прямого отражения. Февральскую революцию Бальмонт принял восторженно. Но затем он потерял свою «революционность», оплакивал «хаос» и «ураган сумасшествия», требовал войны с Германией во имя «народной свободы». Свое отношение к Октябрьской революции Бальмонт выразил в статье «Революционер я или нет» (1918). В ней он представил большевиков как носителей разрушительного начала, подавляющих личность.
    В 1920 г. Бальмонт покидает Россию навсегда. Он тяжело переживал отъезд. Жил поэт либо в Париже, либо в маленьких поселках на берегу Атлантического океана. Его отношения с русской эмиграцией складываются не просто. Единственный друг – Цветаева. Никогда он не писал так просто и ясно, как в это время. Все сборники проникнуты лиризмом воспоминаний, глубоким трагизмом. В 1937 году выходит книга «Светослужение», и в этом названии – весь путь поэта и суть его творчества:

Мы так живем, что с нами вечно слава,
Хмельная кровь, безумствующий бред,
И, может быть, в том жгучая отрава,
Но слаще той отравы в мире нет.

Использованы материалы издания:
83.3(0)
А16
Абрамовских, Елена.
100 поэтов 19-20 веков / Елена Абрамовских. - Челябинск: Урал ЛТД, 2000. - 211 с.