Главная | Архив новостей | Открытые книги | Творческая мастерская | Это интересно | Юбилеи | Литература Красноярья | О нас | Languages |
Чтение – это акт творчества, в котором никто, кроме тебя, не может участвовать, а потому и не может помочь
Надин Гордимер южноафриканская писательница, Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1991 год |
Юбилеи
Уже восьмилетним мальчиком он начал писать стихи. Первые поэтические произведения, включавшиеся им позже в Собрание сочинений, датированы 1896 годом. Эти мальчишеские и юношеские стихи были, конечно же, подражательны, слабы и не выдерживали никакой критики. Позднее, в 1904 году, когда Северянин осознал себя поэтом и начал посылать свои литературные опыты в различные редакции, они «благополучно» возвращались обратно. Известность Игоря Северянина началась как известность скандальная: резкий отзыв Толстого и последовавшее за ним «всероссийское улюлюканье» не только привлекли внимание к поэту — они же определили и направленность его будущего творчества. Футуризм был только периодом, хотя и значительным, в творчестве Северянина. В 1824 году в своих «Воспоминаниях» он признавался: «Лозунгами моего футуризма были: 1. Душа — единственная истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты (ассонансы, диссонансы). 6. Борьба со „стереотипами“ и „заставками“. 7. Разнообразие метров». Протестуя против пошлости, поэт удалялся на берег моря, «где ажурная пена», или в «озерзамок», или на «лунную аллею», встречал королеву «в шумном платье муаровом», слушал звуки Шопена. Называя себя «Царь страны несуществующей», Северянин мог бросить вызов обществу, воспевая «ананасы в шампанском» и утверждая себя как гения. 27 февраля 1918 года на «поэзовечере» в Политехническом музее в Москве Игорь Северянин был провозглашен «королем поэзии». Поэт открыт всему миру, готов разделить торжество со всеми: Я так велик и так уверен В себе, настолько убежден, Что всех прощу и каждой вере Отдам почтительный поклон. («Рескрипт короля») Вскоре Северянин уезжает в Эстонию, в Эст-Тойлу, где всегда проводил весну и лето. Но немецкая оккупация Эстонии (в марте 1918 г.), образование самостоятельной республики (1920 г.) отрезали его от России. Он почти безвыездно живет в деревне со своей женой — поэтессой и переводчицей Фелиссой Круут. Души поэта хватало и на восхищение фениксом Эстонии, и на ностальгию о России — «крылатой стране». «Эстония-сказка», «голубая голубка», «оазис в житейской тщете». Россия же — страна одновременно «священная» и «безбожная». В Эстонии ему жилось трудно. Но не потому, что он не имел возможности работать — сама жизнь мало способствовала поэзии. Но все же поэт выпустил 9 книг, много переводил эстонских поэтов, издал антологию эстонской классической поэзии. Правительство помогло Северянину, назначив субсидию. Началась Великая Отечественная война. Когда немцы вступили на территорию Эстонии, больной поэт посылает телеграмму М. И. Калинину, обращается к Председателю Президиума Верховного Совета Эстонской ССР И. Вересу с просьбой помочь ему эвакуироваться в советский тыл. Однако помощи он не дождался. Он умер от сердечной недостаточности в Таллинн 22 декабря 1941 года.* * Печатается по материалам сайта :«Центра развития русского языка» |