Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Поэзия – разбуженное время
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи


15 января исполняется 395 лет со дня рождения Жана Батиста Мольера (1622-1673)
foto


    Мольер родился 15 января 1622 года в семье богатого парижского буржуа, придворного обойщика Поклена. Его настоящая фамилия звучит именно так. Первоначальное образование он получил в Клермонском колледже, в котором основательно изучил латынь и мог читать древнеримских писателей в подлиннике.
    В 1639 году, окончив колледж, он выдержал экзамен в Орлеане на звание лиценциата прав. Но страстная любовь к театру не дала ему возможности быть адвокатом, как, впрочем, и продолжать семейное дело. Вместе с братьями и сестрами Бежар в 1643 году он основал свой Блистательный театр в Париже, который просуществовал всего два года и разорился. Отец проклял его, запретив срамить честное имя Покленов, вот почему Жан-Батист взял себе псевдоним Мольер. В те времена профессия актера считалась самой низкой и не называлась иначе, как "комедиант".
    Но Мольер уже не мог жить без театра. Организовав бродячую труппу из бывшего "Блистательного театра" и еще одной труппы, кочующей из города в город, он встал во главе нее. Бедность репертуара побудила Мольера взяться за перо. Вначале это были одноактные пьесы, фарсы "Летающий доктор" и "Ревность Барбуйе" (1653-55 гг.), а также комедия "Ветреник". Были и другие, не дошедшие до нас. Постепенно труппа приобрела популярность, она уже могла выступать в крупных городах. Однажды Мольер встретился в Лангедоке со своим бывшим товарищем по школе принцем Конти, угадавшем гениальность Мольера. Он рекомендовал его брату короля и вскоре Мольер получил возможность играть в Лувре, в театре при дворе.
    С 1658 года по 1673 Мольер беспрерывно трудился над пьесами. За последние 15 лет он создал самые значительные свои произведения, начиная одноактными "Смешными модницами" и "Мнимым рогоносцем" и кончая такими комедиями, как "Мещанин во дворянстве", "Тартюф" и "Мнимый больной". В его жизни было все: и взлеты, и падения. Женившись в сорокалетнем возрасте на семнадцатилетней Арманде Бежар, он стал рогоносцем: молодая жена бессовестно обманывала его. И в дружбе ему тоже не везло. Помогая Расину, он приобрел в его лице врага. Несколько раз его пьесы запрещались к постановке, однажды закрыли театр под предлогом расширения колонн в Лувре. Правда, король предоставил Мольеру другое помещение, но оно нуждалось в ремонте. Три месяца труппа не получала денег и ждала, когда окончится ремонт. Единственным утешением драматурга было то, что его друзья-актеры не разбежались по другим театрам, а терпеливо дожидались выхода на родную сцену.
    В своих пьесах Мольер едко осмеивал человеческие пороки: жадность, притворство, скупость, лицемерие, ханжество, отношения в семье и многие другие.
    Мольер любил жить на широкую ногу. Получая большой годовой доход, он проживал все. Драматург давал частые обеды и ужины. Благодеяния его жизни известны всем, и ни один бедняк не уходил от него без утешения. Сохранились воспоминания современников Мольера, описывающих внешность сатирика: "Он ни худ, ни толст и роста скорее высокого, держится благородно, ходит медленно, нога его очень красива. Нос довольно толст, рот большой, брови густые, черные, цвет лица смуглый; он может придавать свои чертам комическое выражение. Главные стороны его характера: доброта, великодушие, услужливость, он любит говорить речи, и когда читает труппе свои пьесы, требует, чтобы актеры приводили своих детей, и наблюдает, какое впечатление производит над ними чтение".
    Последняя пьеса Мольера была "Мнимый больной; он играл в ней, когда уже был опасно болен. На четвертом представлении 17 февраля 1673 года Мольер, игравший Аргана, почувствовал себя плохо. Его жена просила отложить спектакль, но Мольер отвечал, что больше пятидесяти человек театра получают деньги за представление и их нельзя оставлять без заработка. Он сумел доиграть спектакль до конца. Схватившие драматурга судороги он последним усилием воли сумел замаскировать раскатистым смехом. Но сам уйти из театра он уже не смог. Его на руках перенесли на ближайшую квартиру, где через несколько часов он умер от хлынувшей из горла крови.
    Так как перед смертью Мольер не принес церковного покаяния, то его запрещено было хоронить по церковному обряду, и лишь вмешательство короля помогло похоронить писателя, но за оградой кладбища.
    В 1792 году останки Мольера были перенесены на кладбище Лашез вместе с останками Лафонтена*.
*Печатается по материалам сайта Русская литература