Юбилеи
175 лет назад, в 1831 году в Санкт-Петербурге вышла в свет книга Николая Васильевича Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки, изданные пасечником Рудым Паньком".
Сборник приносит Гоголю внезапную славу.
Пушкин приветствует книгу Гоголя: "Вот истинная веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства и чопорности! И местами какая поэзия, какая чувствительность". Рассказы, написанные от лица добродушно-лукавого "Пасичника Рудого Панька", очаровали читателей "живым описанием племени поющего и пляшущего" (слова Пушкина).
Тоскуя в туманном Петербурге, Гоголь представлял себе свою солнечную Украину, ее поэтичный быт, веселые игры, пестрые народные костюмы, ее шумные праздники, ярмарки, колядование на святках. В начале 30-х годов русская романтическая школа стремилась к народности, изучала сокровища народного творчества, былины, сказки, песни и поверья. Малороссия, открытая Гоголем, показалась читателям новым, волшебным миром, светлым, красочным, поющим.
Гоголь просил мать присылать ему подробные описания старинных костюмов, утвари, обрядов и сказаний. Он искренно хотел точно изобразить действительность, но вместо этого у него получилась поэтическая сказка о далекой стране, где все молодцы храбры и влюблены, девушки прекрасны, задорны и нежны; где старые казаки, ленивые и беспечные, курят длинные трубки и хвастаются своими подвигами; где сварливые старухи художественно ругают мужей, притесняют падчериц и заводят шашни с нечистой силой.
Повести Гоголя были и веселы, и страшны. Читатели, очарованные юмором Рудого Панька, не обратили внимания на его жуткую фантастику. Правда, в "Ночи пред Рождеством", "Сорочинской ярмарке", "Пропавшей грамоте", "Заколдованном месте" - чертовщина уморительная и домашняя". В "Майской ночи" и в "Вечере накануне Ивана Купала" - Страшное уже преобладает над смешным. И, наконец, в "Страшной мести" смех совсем замолкает. Независимо от народной традиции автор создает чудовищные образы Басаврюка и колдуна, отца Катерины. Описание мертвецов, выходящих лунною ночью из могил на берегу Днепра, рассказ о схватке колдуна со всадником, сцена вызова души Катерины - самые сильные страницы в "Вечерах". Гоголя неотступно преследует мысль о вторжении демонических сил в жизнь людей, и на исход борьбы с ними он смотрит с безнадежностью. В этом он сознательно отступает от народной сказки с ее наивной верой в конечное торжество добра.
(Мочульский К.В. Великие русские писатели 19 в. / Предисл. Л. Магаротто. - СПб: Алетейя, 2000. - 160 с. 83.3(2Р) ОЛИ)
|