Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Стихи рождаются от отчаяния перед бессилием слова, чтобы в конце концов склониться перед всесильем безмолвия
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи


30 лет назад, в 1976 году в журнале "Наш современник" (№ 11 - 1976) была опубликована повесть Валентина Григорьевича Распутина "Прощание с Матерой".


    Стержневую линию творчества одного из признанных мастеров "деревенской прозы" Валентина Распутина составляет исследование конфликта между мудрым мироотношением и немудрым - суетливым ли, внешним, бездумным ли - существованием. В многоцветном мире народной жизни Валентин Распутин ищет хранителей его векового опыта, носителей его разума, верных исполнителей его нравственных заветов. Ищет вполне целенаправленно. "Меня всегда привлекали, - рассказывал писатель, - образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого… В сибирских деревнях постоянно встречаю женщин с сильными характерами. Их знают односельчане, к ним идут советоваться, жаловаться, просить поддержки…". Сила характеров любимых героев Распутина - в мудрости, которая представляет собой гармоническое единство всех граней народного миропонимания и мироотношения. Эти люди, как золотые самородки в рудной породе, они создают модное силовое поле моральных принципов и норм, они задают тон, накал духовной жизни народа.
    Однако Распутину же принадлежит и следующее высказывание: "Холодное и бездушное обожествление всего народа ничего хорошего нам принести не может, и сегодня приходится признать, что и моральное и физическое здоровье некоторых наших в широком смысле слова односельчан, мягко выражаясь, не стало намного лучше, чем было, положим, тридцать лет назад, даже и в трудные послевоенные времена. И кому, как не писателю, болеющему и радеющему за истинные интересы народа, не сказать об этом откровенно?! На то он и советь народная, чтобы не молчать в тряпочку"
    Подобное взыскательное обращение к своему народу было необычно для тех отношений между художником и народом, которое определялось соцреалистическим каноном. Но Распутин уверен, что нравственные и духовные основы нации, ее генетические корни изначально здоровы и благостны, а дурное привносится извне, от чуждых веяний. Поэтому главную причину нравственного упадка в народе писатель объясняет прежде всего утратой душевной связи человека со своими корнями.
    Внутренне соотносясь с древними мифами о гибели Земли, апокалиптической темой в мировой литературе, повесть Распутина сопрягает судьбу уходящей в прошлое традиционной России с судьбой мира. Малый островок Матеры, мир уходящей в небытие земной жизни с ее привычными формами и четко очерченными границами предметов окружен магической водяной стихией, словно таинственным и манящим космосом. Распутин воплощает свое философско-религиозное мироощущение в картинах природы, утверждая мысль о повсеместном проникновении божественного начала. По справедливому замечанию Ж.Нива, "Прощание с Матерой" - это не только "экологическая" повесть, но поэма о моральном сопротивлении и человеческой памяти.
        (Русские писатели 20 века: Биографический словарь/ Гл. ред. И сост. П.А.Николаев. - М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву - А.М. 2000. - 808 с.: ил. 83.3(2Р) Р-89 ОЛИ;
        Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 2 т. - Т.2: 1968-1990. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 688 с. 83.3(2Р) Л-42 ОЛИ )