Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Писатель находится в ситуации его эпохи: каждое слово имеет отзвук, каждое молчание – тоже.
Жан Поль Сартр
французский философ, романист, драматург, публицист и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1964 год

Юбилеи


24 января исполняется 240 лет со дня рождения Э.Т.А. Гофмана (1776-1822)
foto
Ясновидец таинственных сил

     Эрнст Теодор Амадей Гофман родился в Кёнигсберге. После успешного окончания юридических наук в Кёнигсбергском университете получил место асессора в Познани. Он всюду был желанным гостем как остроумный собеседник, отличный музыкант и талантливый карикатурист. В 1804 году был переведен на должность советника в Варшаву, где основал музыкальное общество, зал которого украсил своей живописью. Вскоре Гофман переехал в Берлин. Место советника в суде вполне его обеспечивало, и в то же время оставляло много досуга, так что его творческий талант развернулся во всю силу.
    Произведения писателя быстро следовали одно за другим: "Чертов эликсир. Бумаги, оставшиеся после брата Медарда капуцина" (1816), "Ночные повести" (1817), "Удивительные страдания одного директора театра. Из устного предания" (1819), "Крошка Цахес, прозванная Киноварь" (1819), "Серапионовы братья" (1819-1821), "Жизненные воззрения Кота Мура, вместе с фрагментарной биографией Иоганна Крейслера в случайно собранных макулатурных листах" (1820-1822), "Принцесса Бромбилла" (1821), "Мейстер Фло, сказка в семи приключениях двух друзей" (1822). Несмотря на то, что к 47 годам силы Гофмана были истощены окончательно, у него развилась болезнь спинного мозга, он и на смертном одре сохранил силу воображения и остроумия.
    Гофман - первый из немецких романтиков чистого типа, самый полный выразитель лучших стремлений романтизма, которым он придал небывалую яркость и определенность. Наиболее ненавистное для него понятие - филистерство, за которым скрываются и самодовольная пошлость, и умственный застой, и эгоизм, и тщеславие, и грубый материализм, и формализм, превращающий человека в машину.
    Свое мировоззрение Гофман реализует в длинном ряду бесподобных фантастических повестей и сказок, в которых искусно сочетает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачным и болезненным, то грустно трогательным, но чаще - грациозно веселым и шаловливо насмешливым. Он умеет внушить и детям, и взрослому читателю интерес к этой пестрой фантастике посредством соединения сверхъестественного с обыденным. Крайняя прозаичность немецкой жизни является сереньким фоном, на котором тем резче выделяется яркость красок фантастики Гофмана. Другая сторона творчества читателя - его стремление приводить читателя в трепет, внушить ему веру в господство каких-то мрачных сил. Еще одна особенность - полное и сознательное равнодушие ко всем социальным вопросам. Немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане, и в Германии влияние его не было сильно, зато за пределами отечества он пользовался огромной популярностью. Во Франции, как и в Италии, это - один из любимых писателей, в Америке он имел массу переводчиков и подражателей. На русский язык произведения Гофмана начинают переводиться уже при жизни писателя, начиная с 20-х годов 19 века.