Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Поэзия – это что-то никогда ранее не слышанное, никогда ранее не произнесенное, это язык и его отрицание, то, что идет «за пределы»
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи




22 августа исполняется 100 лет со дня рождения писателя Леонида Пантелеева (Алексей Иванович Еремеев) (1908 – 1987)

foto
    Леонид Пантелеев родился 9 (22) августа 1908 года в Петербурге. Его отец, казачий офицер, участвуя в русско-японской войне, отличился, получил орден Св. Владимира и потомственное дворянство. Мать писателя родом из петербургской купеческой семьи. В 1918 году отец пропал без вести, и мать увезла детей от голода в Ярославскую губернию. В 1921 году мальчик вернулся в Петроград к мелкой торговле, авантюрам с рулеткой и нищете. В том же году комиссией по делам несовершеннолетних он был направлен в школу им. Достоевского (Шкид), где получил прозвище «Ленька Пантелеев», по имени известного питерского «урки» и встретил своего будущего соавтора и друга Григория Георгиевича Белых (1906 – 1938). Заведующим школой был выдающийся педагог В.Н. сорока-Росинский (Викниксор). После двухлетнего пребывания в Шкиде друзья совершили неудачную поездку в Харьков, не добившись желаемого успеха в новом деле – кинематографе; затем бродяжничали, с зимы 1924 года понемногу печатались в журналах «Бегемот», «Смена» и «Кинонеделя». С 1925 года Пантелев несколько лет жил в семье Белых, где бывали «шкидовцы» и просто друзья – С.Я.Маршак, Е.Л.Шварц, В.В.Лебедев, Н.М.Олейников (редакторы детских журналов «Чиж» и «Еж»), там и создавалась документальная (в духе «литературы факта») повесть «Республика Шкид» (1927), принесшая ошеломляющий успех, широкие литературные знакомства и восторженную поддержку А.М.Горького. Не выстраивая сложной сюжетной линии, авторы правдиво описали все наиболее яркие и примечательные события своего школьного отрочества, где было много смешного, нелепого, драматичного, а порою и трагического. Впервые в отечественной литературе была открыта не только актуальная тема беспризорничества (которую потом продолжат «Правонарушители» Л.Н.Сейфуллиной, «Ташкент – город хлебный» А.Неверова, «На графских развалинах» А.П.Гайдара), но и в более широком плане тема «аномального» детства. Рассказ о столкновении и взаимовоспитании беспризорнической стихии («бузы») и «халдеев» (педагогов и воспитателей) вызвал и упреки в недостаточном уважении к учителям и всему лагерю социального «порядка»: негативным был отзыв Н.К.Крупской и А.С.Макаренко. Однако динамичное, убедительное и насыщенное юмором повествование о школе им.Достоевского, при всей неприглядности многих изображенных фактов «неблагополучного» детства, подкупало искренним оптимизмом, питаемым не примерами быстрого превращения «плохих» детей в «хороших», но постоянно ощущаемым радостным и энергичным желанием ребят жить «иной», осмысленной и полезной жизнью. В течение 10 лет повесть переиздавалась ежегодно, пока в 1936 году не был репрессирован Белых. Выход книги в 1960 году вызвал новую волну интереса к ней; в 1966 году на ее основе был создан одноименный фильм (реж. Г.И.Полока).
    К теме беспризорника Пантелеев вернулся в рассказах «Карлушкин фокус», «Портрет» и в одной из лучших своих повестей «Часы» (1928), где автору удалось создать колоритнейшую фигуру маленького «джентльмена удачи» – Петьки Валета; повесть, в которой проявилось мастерство Пантелеева в построении сюжета, где так удачно сочетается смешное и серьезное и так явственно звучит жаргон 1920-х.
    Совместный с Белых сборник рассказов «Американская каша» (1932) и очерки «Последние халдеи» (1939) завершают тему «республики Шкид».
    В своем творчестве Пантелеев сам выделил две темы: «Рассказы о подвиге» и «Рассказы о детях». Среди его многочисленных рассказов о подвиге («Ночка», «Первый подвиг», «Гвардии рядовой», «На ялике», «Главный инженер») особое место занимает повесть «Пакет» (1933): именно она дала возможность К.И.Чуковскому определить «мускулатуру таланта» Пантелеева, проявляющую себя в выразительности его языка, в яркости его речевых характеристик. Удачу этой повести, трагической и комичной одновременно, Чуковский увидел в том, что герой «живет перед нами именно благодаря своей простонародной, живописной, выразительной речи…».
    Из множества рассказов о детях («Маринка», «Долорес», «Платочек») неизменной популярностью пользовались рассказы «Честное слово» (1941), «О белочке и Таморочке» (1940-1947) и «Буква «ты» (1945): в этих рассказах совсем иная стилистика, другой ритмический рисунок, у каждого героя свой характер, и автор стремиться постич сложности разговора с ребенком, он убеждается, как по-разному взрослый и ребенок воспринимают мир, слово, язык.
    В 1938 году, когда в «Детгизе» готовился однотомник Пантелеева, вместо автобиографической справки автор написал небольшую повесть «Ленька Пантелеев». Продолжая работу над книгой, писатель многое переделал в ней. В 1952 она была опубликована в сборнике «Рассказы и повести». Автор делает попытку подробно описать свою жизнь, начиная с раннего детства и заканчивая уходом из Шкиды. Естественно, книга вмещала в себя события многих лет – дореволюционных, революцию, начало 1920-х; на ее страницах запечатлелись образы близких и далеких людей – словом, напряженнейший момент истории России глазами юного свидетеля этих событий. Повесть имела огромный успех. После смерти писателя появилась публикация: Л.Пантелеев. Повесть «Ленька Пантелеев и моя подлинная биография» (Нева.1994.№4), где автором была прояснена роль автобиографического момента в повести.
    В сентябре 1941 года милиция сообщила Пантелееву, что он подлежит высылке из Ленинграда. Пантелеев жил в городе тайно до июля 1942 года, когда был вывезен из блокадного города А.Фадеевым по просьбе С.Маршака. По материалам дневниковых записей Писатель подготовил книги «В осажденном городе» (1966) и «Январь 1944» (1966).
    Свою последнюю прижизненную книгу Пантелеев назвал «Приоткрытая дверь. (Из старых записных книжек. 1924-1947)». Писатель возвращается к своему детству («Дом у Египетского моста»), подробно вспоминает о людях, с которыми свела его жизнь.
    Если внимательно всмотреться в книги Пантелеева, постепенно приходит ощущение, что все они представляют собой один роман. Перелистывая книги «Ленька Пантелеев», «Республика Шкид», «Маршак в Ленинграде», военные повести, «Приоткрытую дверь», рассказ «Наша Маша», воспоминания «Шварц», «Тырса» и др., мы как бы в абсолютной последовательности читаем роман, название которого «Л.Пантелеев». Но роману этому не хватало чего-то существенного: все время создавалось ощущение, что автор не все сказал. Теперь, когда посмертно вышла его книга «Верую», роман этот дополнился, быть может, самым существенным, и образ его героя стал понятнее и ближе. Согласно завещанию писателя, повесть была опубликована через три года после его смерти, в 1990 году.**


**Печатается по материалам:

  • Клуб"Викниксор"
  • Е.О.Путилова Русская литература XXвека. Прзаики, поэты, драматурги: биобибл.словарь: в 3 т. / под ред.Н.Скатова. – М., 2005. – Т.3. П – Я. – С. 16 - 18