Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Поэзия – это что-то никогда ранее не слышанное, никогда ранее не произнесенное, это язык и его отрицание, то, что идет «за пределы»
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи




18 июля исполняется 75 лет со дня рождения поэта, прозаика Евгения Ивановича Евтушенко. (род.1933)

foto
    Евтушенко Евгений Александрович родился 18 июля 1932 года на станции Зима иркутской области. Начал печататься в 1949 году, первое стихотворение было опубликованного в газете «Советский спорт». С 1951 по 1954 годы учился в Литературном институте им. Горького. Был исключен за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым». В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР. В 1952 году вышел первый сборник его стихов «Разведчики грядущего», который впоследствии автор оценил, как юношеский и незрелый, после чего поэт выпустил еще несколько сборников, которые приобрели большую популярность.Всего вышло более двадцати сборников стихотворений Е.Евтушенко. Были опубликованы: романы «Ягодные места» (1981) и «Не умирай прежде смерти» (1993), киносценарий «Детский сад» (1989), сборник литературно-критических и публицистических статей «Интимная лирика (1973), «Талант есть чудо неслучайное» (1980), «Война – это антикультура» (1983), «Политика – привилегия всех» (1990), книги, включающие его переводы грузинских поэтов, - «Лук и лира» (1959), «Тяжелее земли» (1979), «Зеленая калитка». Евтушенко является составителем антологии русской поэзии XX столетия «строфы века» (1995).
    Евгений Евтушенко – лидер поэзии второй половины 1950-х и 1960-х годов. Поэтическое лидерство Евтушенко во многом было обусловлено смелой, страстной и высокой гражданственностью его лирики. Критики часто сравнивали поэзию Евтушенко с творчеством Маяковского. С Маяковским Евтушенко роднит понимание огромной роли поэзии в перестройке жизни, органическая связь трибунности и нежности, чуткое отношение к лучшему в людях и непримиримое - к худшему, интернационализм и неприятие любых форм национализма, революционный пафос и устремленность в будущее.
    Произведения Евтушенко отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965) «Поэт в России больше чем поэт» - стали манифестом творчества Евтушенко и крылатой фразой, которая устойчиво вошла в русский язык. Одним из символов «оттепели» стали вечера в большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Р.Рождественским, Б.Ахмадулиной, Б.Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов, также принимал участие Евгений Евтушенко. Известность получили выступления Евгения Евтушенко со сцены, где он с успехом читает собственные произведения.
    В 1961 году в газете «Правда» было опубликовано, ставшее широко известным стихотворение «Наследники Сталина», приуроченное к выносу из мавзолея телаСталина. Большой резонанс вызвали и другие его произведения "Бабий яр" (1961), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968). Не смотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж. В 1969 году был награжден орденом «Знак Почета».
    Евгений Евтушенко печатался в слывших оппозиционными в советское время журналах «Юность» (также входил в редколлегию этого журнала), «Новый мир», «Знамя». Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентовБродского, Солженицина, Данеэля.
    Не смотря на проповедуемую Евтушенко гражданственность, политические оппоненты отмечали, что поэт умел находить общий язык с властями при любом режиме. Иосиф Бродский открыто критиковал Евтушенко за двуличность и в 1978 году вышел из
    Американской Академии искусств в знак протеста против избрания почетным членом в Академию Евгения Евтушенко. Недостатки поэта, отмечаемые многими критиками, являются продолжением его достоинств: внимание к подробностям жизни оборачивается описательностью, стремление широко охватить мир – поверхностностью, желание быть оригинальным и неповторимым – театральной позой. Критик
    Николай Гладких писал о поэме «Фуку !»: «Самопрославление не может обрести форму спокойного, уверенного в себе самолюбования, не может быть и выражением аутентичной личности. Амбиции исключительно велики и давно превзошли масштаб дарования. Жанр оказывается яростно полемичным в каждом своем слове, в каждом высказывании, и главное – говорящий не может ни на минуту остановиться; вступив в спор с временем и миром, он вынужден непрерывно манифестировать».
    С 1986 по 1991 год Евтушенко был секретарём правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года — секретарем правления Содружества писательских союзов. С 1989 года — сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года — член общества «Мемориал».
    Евтушенко известен не только как режиссер, актер , драматург , сценарист. Известно его увлечение фотографией. Недавно он экспонировал свою фотовыставку «Невидимые нити». Евтушенко в совершенстве владеет испанским, а также английским, итальянским и французским языками. Его любимый поэт и писатель – А.С.Пушкин.
    В 2007 году в спорткомплексе "Олимпийский" состоялась премьера рок-оперы "Идут белые снеги", созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем.
    В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в городе Талса штата Оклахома, Евтушенко переехал с семьей в США, где и проживает в настоящее время. **


*Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобибл. Словарь: в 3 т. / под ред Н.Н.Скатова. – М., 2005. – Т.1. А-Ж. – 733с.
*Печатается по материалам сайта ВикипедиЯ