Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
И через дорогу за тын перейти
Нельзя, не топча мирозданья
Борис Пастернак
русский поэт, прозаик и переводчик, Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1958 год

Юбилеи



19 августа исполняется 80 лет со дня рождения Александра Валентиновича  Вампилова (1937-1972)
Он был талантлив вдвойне - и как человек, и как писатель. Талант человека есть исходящее от него тепло, к которому тянутся, чтобы согреться. Мир может быть лучше или хуже, но в нём всегда неуютно. И душевный дар человека, способный дать утешение, нужно считать огромным богатством - тем же источником, к которому припадают в жажде, теми же библейскими малыми хлебами, которыми было накормлено множество голодных. Люди в своём внешне нравственном устроении должны бы разделиться так, чтобы в каждом кругу стоял такой человек.
Валентин Распутин
            «Чтобы добиться признания, надо или уехать, или умереть», - говорил персонаж ранней пьесы Вампилова «Дом окнами в поле» В каком-то смысле эти слова героя Вампилова стали пророческими. Так сложилось, что именно после трагической ранней гибели писателя его пьесы приобрели заслуженное признание. Все, кто писал о творчестве Вампилова, считали своим священным долгом цитировать статью Валентина  Распутина, обозначившего практически одновременный уход из жизни Вампилова, Шукшина и Рубцова как утрату российской литературой души и надежды: «И, кажется, сама совесть навсегда осталась с ними в литературе...»
               Творчество Александра Вампилова - однo из наиболее интересных и загадочных явлений в русской литературе второй половины XX века. Несмотря на то, что его литературное наследие невелико по объему (несколько десятков фельетонов, очерков и рассказов, три одноактных и пять многоактных пьес), Вампилов по праву считается выдающимся драматургом современности, ведь далеко не каждому автору удается создать нечто целостное, развивающееся по своим законам, подчиняющееся особой эстетике, то есть свой собственный «театр». Тех, чье творческое наследие оформилось в единое понятие «театра» среди русских писателей немного: Н. Гоголь, А. Островский, А. Чехов, М. Горький, М. Булгаков, А. Вампилов…

Владимир Скиф
Играется жизни последняя драма,
Судьба или лодка зависла над бездной
И рухнула в темную Вечность.… А мама?
А маме в той драме и больно, и тесно.
Сжимается сердце от черного горя,
И, кажется, нет и не будет дыханья.
Качаются волны Бессмертья… А море?
А море Байкальское предало Саню.
Как молнии, мысли мелькнули о чуде:
Ведь дома еще не окончена пьеса!
Неужто Господь отвернулся… А люди?
А люди спешили вдоль темного леса.
О, где ты, спасенье? О, где вы, славяне?
Нескоро мы все осознаем потерю.
Утопшую лодку достали.… А Саню?
А Саню мальчишки подняли на берег.
Заря поднебесья льется нелепо,
Стезя прерывается в сумрачной рани,
И звезды колючие смотрят.… А небо?
А небо Господнее приняло Саню.