Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Похоже, что у поэтов всегда будет много работы
Вислава Шимборска
польская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1996 год

Юбилеи



26 июля исполняется  125 лет со дня рождения  французского писателя Андре Моруа (1885-1967)
 
                  Вы спрашиваете меня, как пишутся  романы? Если бы я знал это, сударыня, я бы их не писал. Это вовсе не шутка.  Я подразумеваю, что  всякий романист, чересчур  хорошо  разбирающийся в  технике  своего  ремесла,  -  грешник.
                  …Источники красоты бьют  из глубины, они  окутаны  тайной. Настоящий роман  отвечает внутренней потребности  его   создателя.
                   …  Если вы только  что потеряли возлюбленную, не  садитесь сразу за роман. Рана еще кровоточит, ее  нужно  перевязать, а не бередить. Когда она затянется,  вы испытаете горькое  удовольствие,  прикоснувшись к  ней. Боль будет не  настолько сильна,  чтобы исторгнуть у вас стон, но рана будет еще достаточно ныть, чтобы побудить вас запеть. Слово "запеть" применимо не только к поэту, но и к романисту.
Андре Моруа. Письма незнакомке
                   Андре Моруа родился 26 июля 1885 в Эльбефе (Нормандия). Образование получил в Руане и в Канском университете. Во время Первой мировой войны был офицером связи при командовании английских сил во Франции. В начале Второй мировой войны эмигрировал в США, преподавал в Канзасском университете, затем служил в составе союзнических войск в Северной Африке. К концу войны вернулся в Париж.
                  Плодовитый литератор, владевший разными жанрами, Моруа писал камерные психологические романы,  беллетризованные биографии. Художественные биографии Моруа соединяют в себе достоинства научного исследования и увлекательной беллетристики. Излюбленными героями его повествований были писатели – Жорж Санд, В.Гюго, Дж. Байрон, отец и сын Дюма, О.Бальзак. Репутацию великолепного стилиста подтвердили его эссеистика и мемуарная проза.
Из «Искусства беседы»   Андреа Моруа
                Свести знакомство с людьми, которым свет приписывает дурные поступки, почти всегда бывает удивительно интересно; как правило, люди оказываются много лучше, чем о них говорят. Происходит это, может быть, потому, что свет ошибается и с поразительной легкостью обращает недоброжелательные домыслы в непреложные истины, но также еще и потому, что не следует ставить знак равенства между плохим поступком и характером человека, который его совершил. Поступок совершен; виновник и сам уже не одобряет его, он даже не понимает, как он мог на такое пойти; поступок представляется ему теперь столь же странным, как и тем, кто наблюдал все это со стороны. Возможно и еще одно объяснение: он так ясно видит фатальное сцепление обстоятельств, которое привело его к поразившему всех поступку, что уже начинает считать поступок естественным, и его убежденность в этом невольно передается другим. Так, встреча с живым человеком нередко излечивает от предубеждения к вымышленному персонажу.
               Пересказывать друзьям злые слова, которые говорят о них другие... Зависть, прикидывающаяся мнимым доброжелательством.
               Усилия, которые вы прилагаете, чтобы загладить допущенную вами в отношении собеседника бестактность, гораздо мучительнее для него, чем сама ваша бестактность.
               Люди так любят слушать, когда о них говорят, что даже пересуды по поводу их недостатков приводят их нередко в восторг.
               Людей, которые боятся услышать оскорбительный намек в свой адрес, легко узнать по судорожной говорливости. Стоит беседе приблизиться к запретной теме - и неестественное оживление сразу же выдает снедающую их тревогу; их фразы подобны пустым железнодорожным составам, которые командование пускает на самые уязвимые участки, чтобы сбить противника с толку и сорвать его наступление.
               У каждого есть в душе болевые точки, порой даже неведомые ему самому. Всякий, кто ненароком заденет одну из них, превращается в его злейшего врага.
               Нередко эти болезненные области бывают связаны с какими-то другими центрами. Нас удивляет, почему вдруг в такое волнение привела человека совершенно невинная фраза; это произошло, наверное, потому, что скрытыми от нас путями она добралась до одного из больных участков этой души.
               В разговоре, как в хирургии, нужно действовать с величайшей осторожностью. Профессионалы на поприще искренности вторгаются скальпелем в дружбу и любовь, которые были до этой операции совершенно здоровы, а от их вмешательства умирают.
По книге:  
  • Андрэ Моруа. Семейный круг. Превратности судьбы. Эссэ.- .    М.: Олимп, 1998. – С. 463-491