Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Похоже, что у поэтов всегда будет много работы
Вислава Шимборска
польская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1996 год

Юбилеи


17 ноября 2005 года исполняется 110 лет со дня рождения Михаила Михайловича Бахтина (1895-1975), русского филолога, философа, теоретика и историка культуры.
foto

     Михаил Михайлович Бахтин родился в Орле. Посещал лекции в Новороссийском (Одесса) и Петроградском университетах, но большее значение придавал углубленному самообразованию. В 1929 году издал книгу "Проблемы творчества Достоевского", а вскоре за участие в религиозно-философском кружке "Воскресение" был приговорен к пятилетней ссылке в Кустанай. В 1940 г. завершил книгу "Рабле в истории реализма", которую в 1946 году защитил в Институте мировой литературы в качестве диссертации. Ученый совет ИМЛИ выступил за присуждение М.М. Бахтину доктора филологических наук, однако Высшая аттестационная комиссия, сочтя диссертацию немарксистской, решила присвоить ему лишь кандидатскую степень. Долгое время Бахтин преподавал в Мордовском пединституте, не имея возможности публиковать свои работы. После расширенного переиздания в 1963 г. книги о Достоевском ("Проблемы поэтики Достоевского") и издания в 1965 г. переработанной книги о Рабле ("Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса") он приобрел мировую известность как крупнейший ученый и оригинальный мыслитель. Бахтин дебютировал в печати краткой газетной заметкой "Искусство и ответственность" (1919), в которой утверждал мысль о необходимости взаимопроникновения жизни и искусства, развитую и конкретизированную им в середине 20-х гг. работами "К философии поступка" и "Автор и герой в эстетической деятельности". Первая из них излагала своеобразную концепцию нравственной философии, в соответствии с которой любое слово, деяние и даже сама жизнь личности есть ее эмоционально-волевой поступок, а "поступление" должно свершаться, в терминах Бахтина, ответственно, "участно" и индивидуально. Работа "Автор и герой в эстетической деятельности" рассматривала искусство как сферу возможного преломления этой нравственной философии. Произведение, будучи ответственным поступком автора, воплощает в себе его эмоционально-волевую установку, которая концентрируется особенно в образе героя. В книге о Достоевском исследовался интереснейший вариант эстетического взаимодействия между автором и его героями. Как доказывал Бахтин, Достоевским создан новый - полифонический - тип романа, в котором герой наделен относительной независимостью, ибо автор рисует его не как готовый, твердый, устойчивый образ, а как текучий. Живой процесс самосознания, как "особую точку зрения на мир и на себя самого". Проблема "чужого слова", многоголосия, "взаимно освещающихся сознаний" привлекала внимание Бахтина и в 30-е гг., когда он выдвинул в цикле работ ("Слово в романе", "Эпос и роман" и т.д.) собственную теорию романа. По мнению Бахтина, роман - единственный становящийся, т.е. еще не сложившийся окончательно жанр в литературе Нового времени. Отличительными чертами романа он считал переплетение разнообразных стилей, диалектов, жаргонов, отсутствие эпической временной дистанции между образом и действительностью, а также "максимальный контакт с настоящим в его незавершенности". В русле исторической поэтики находилась и книга Бахтина о Рабле, повернувшая знаменитый роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" совершенно новой и неведомой гранью. Отступив от общепринятых в 30-40-е гг. канонов филологической науки, отказавшись от описания социального фона эпохи Возрождения, от рассмотрения биографии и передовых взглядов Рабле-гуманиста, Бахтин сосредоточился на исследовании античных и особенно средневековых истоков романа. В итоге ряд странных особенностей произведения ему удалось объяснить сильным воздействием на Рабле площадной смеховой культуры средневековья. Многие работы Бахтина (особенно 50-х годов) из-за невозможности публикации либо были утрачены, либо остались незаконченными. Однако в больших и маленьких фрагментах, дошедших до нас, ставятся и оригинально осмысливаются глубокие научные проблемы (например, проблема исследования пространственно-временной структуры художественного произведения, проблема речевых жанров и т.д.).
(Из книги "Современный словарь-справочник по литературе", М., 1999)