Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Поэзия – это средство общения между людьми. Писать для себя, не думая о читателе, невозможно.
Алейксандре Висенте
испанский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1977 год

Юбилеи


17 ноября 2005 года исполняется 110 лет со дня рождения Михаила Михайловича Бахтина (1895-1975), русского филолога, философа, теоретика и историка культуры.
foto

     Михаил Михайлович Бахтин родился в Орле. Посещал лекции в Новороссийском (Одесса) и Петроградском университетах, но большее значение придавал углубленному самообразованию. В 1929 году издал книгу "Проблемы творчества Достоевского", а вскоре за участие в религиозно-философском кружке "Воскресение" был приговорен к пятилетней ссылке в Кустанай. В 1940 г. завершил книгу "Рабле в истории реализма", которую в 1946 году защитил в Институте мировой литературы в качестве диссертации. Ученый совет ИМЛИ выступил за присуждение М.М. Бахтину доктора филологических наук, однако Высшая аттестационная комиссия, сочтя диссертацию немарксистской, решила присвоить ему лишь кандидатскую степень. Долгое время Бахтин преподавал в Мордовском пединституте, не имея возможности публиковать свои работы. После расширенного переиздания в 1963 г. книги о Достоевском ("Проблемы поэтики Достоевского") и издания в 1965 г. переработанной книги о Рабле ("Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса") он приобрел мировую известность как крупнейший ученый и оригинальный мыслитель. Бахтин дебютировал в печати краткой газетной заметкой "Искусство и ответственность" (1919), в которой утверждал мысль о необходимости взаимопроникновения жизни и искусства, развитую и конкретизированную им в середине 20-х гг. работами "К философии поступка" и "Автор и герой в эстетической деятельности". Первая из них излагала своеобразную концепцию нравственной философии, в соответствии с которой любое слово, деяние и даже сама жизнь личности есть ее эмоционально-волевой поступок, а "поступление" должно свершаться, в терминах Бахтина, ответственно, "участно" и индивидуально. Работа "Автор и герой в эстетической деятельности" рассматривала искусство как сферу возможного преломления этой нравственной философии. Произведение, будучи ответственным поступком автора, воплощает в себе его эмоционально-волевую установку, которая концентрируется особенно в образе героя. В книге о Достоевском исследовался интереснейший вариант эстетического взаимодействия между автором и его героями. Как доказывал Бахтин, Достоевским создан новый - полифонический - тип романа, в котором герой наделен относительной независимостью, ибо автор рисует его не как готовый, твердый, устойчивый образ, а как текучий. Живой процесс самосознания, как "особую точку зрения на мир и на себя самого". Проблема "чужого слова", многоголосия, "взаимно освещающихся сознаний" привлекала внимание Бахтина и в 30-е гг., когда он выдвинул в цикле работ ("Слово в романе", "Эпос и роман" и т.д.) собственную теорию романа. По мнению Бахтина, роман - единственный становящийся, т.е. еще не сложившийся окончательно жанр в литературе Нового времени. Отличительными чертами романа он считал переплетение разнообразных стилей, диалектов, жаргонов, отсутствие эпической временной дистанции между образом и действительностью, а также "максимальный контакт с настоящим в его незавершенности". В русле исторической поэтики находилась и книга Бахтина о Рабле, повернувшая знаменитый роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" совершенно новой и неведомой гранью. Отступив от общепринятых в 30-40-е гг. канонов филологической науки, отказавшись от описания социального фона эпохи Возрождения, от рассмотрения биографии и передовых взглядов Рабле-гуманиста, Бахтин сосредоточился на исследовании античных и особенно средневековых истоков романа. В итоге ряд странных особенностей произведения ему удалось объяснить сильным воздействием на Рабле площадной смеховой культуры средневековья. Многие работы Бахтина (особенно 50-х годов) из-за невозможности публикации либо были утрачены, либо остались незаконченными. Однако в больших и маленьких фрагментах, дошедших до нас, ставятся и оригинально осмысливаются глубокие научные проблемы (например, проблема исследования пространственно-временной структуры художественного произведения, проблема речевых жанров и т.д.).
(Из книги "Современный словарь-справочник по литературе", М., 1999)