Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Поэзия – это что-то никогда ранее не слышанное, никогда ранее не произнесенное, это язык и его отрицание, то, что идет «за пределы»
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи


11 сентября исполняется 160 лет со дня рождения американского писателя О. Генри (Уильяма Сидни Портера).
foto


    Уильям Сидни Портер родился 11 сентября 1862 г. в городе Гринсборо, штат Северная Каролина. После школы учился на фармацевта, работал в аптеке. Затем работал кассиром-бухгалтером в банке в техасском городе Остине. Был обвинён в растрате и полгода скрывался от правоохранителей в Гондурасе, затем в Южной Америке. Вернувшись в США, был осужден и посажен в тюрьму штата Огайо, где провел три года (1898—1901). В тюрьме писал рассказы, подыскивая себе псевдоним. В конце концов остановил свой выбор на варианте О. Генри. Первый свой рассказ под этим псевдонимом — «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в 1899 г. в «Журнале Мак Клюра», — он написал в тюрьме.
    Первая книга рассказов О. Генри — «Короли и капуста» — вышла в 1904 г. За ней последовали: «Четыре миллиона», «Неугасимый светильник», «Сердце Запада», «Голос города», «Благородный жулик», «Пути судьбы», «Избранное», «Точные дела» и «Водовороты».
    Писатель скончался 5 июня 1910 г. в Нью-Йорке.
    В сборник «Постскриптумы», изданный уже после смерти О. Генри, вошли фельетоны, наброски и юмористические заметки, написанные им для газеты «Почта» (Хьюстон, штат Техас, 1895—1896). Всего О. Генри написано 273 рассказа, полное собрание его произведений составляет 18 томов.
    О. Генри занимает в американской литературе исключительное место как мастер жанра «короткого рассказа». Перед смертью О. Генри высказал намерение перейти к более сложному жанру — к роману («всё, что я писал до сих пор, это просто баловство, проба пера, по сравнению с тем, что я напишу через год»).
    В творчестве, однако, эти настроения ничем не проявились, и О. Генри остался органическим художником малого жанра, рассказа. Не случайно, конечно, что в этот период писатель впервые начал интересоваться социальными проблемами и выявил свое отрицательное отношение к буржуазному обществу.
    Герои Генри разнообразны: миллионеры, ковбои, спекулянты, клерки, прачки, бандиты, финансисты, политики, писатели, артисты, художники, рабочие, инженеры, пожарные — сменяют друг друга. Умелый конструктор сюжета, О. Генри не показывает психологическую сторону происходящего, действия его персонажей не получают глубокой психологической мотивировки, что еще более усиливает неожиданность финала.
    О. Генри не является первым оригинальным мастером «короткого рассказа», он лишь развил этот жанр, в своих основных чертах сложившийся уже в творчестве Т. Б. Олдрича. Оригинальность О. Генри проявилась в блестящем применении жаргона, острых словечек и выражений и в общей колоритности диалогов.
    Уже при жизни писателя короткий рассказ в его стиле стал вырождаться в схему, а к 1920-м годам превратился в чисто коммерческое явление: методику его производства преподавали в колледжах и университетах, издавались многочисленные руководства и т. д.*

* Печатается по материалам Википедии