Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Стихи нельзя объяснить – только понять
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи



22 июня исполняется 110 лет со дня рождения немецкого писателя Эриха Марии Ремарка (1898-1970)
foto     Эрих Мария Ремарк родился 22 июня 1898 в городе Оснабрюк, в семье переплетчика Питера Франца Ремарка и Анны Марии. Ещё в школе он решил связать свою жизнь с искусством: занимался рисованием и музыкой. Потрясённый смертью матери, Ремарк изменил своё имя на Эрих Мария. Сдав экзамены начальной школы (1912), Ремарк начинает работать учителем, но его работа педагогическая деятельность остановлена 1-ой Мировой войной. После краткого периода обучения, Ремарка посылают к Западному Фронту, где он получает ранение. В течение его пребывания в военном госпитале, Ремарк пишет рассказы, прозу. В 1919 году, в конце войны, Ремарк сдаёт экзамены и следующие два года, преподаёт в различных начальных школах в сельской местности.
    Осенью 1922 года, Ремарк оставляет Оснабрюк, и поступает на работу в «Континентальную каучуковую и гуттаперчевую компанию» в Ганновере, известную ныне как «Континенталь». Работает составителем слоганов, сопроводительных текстов. Вскоре Ремарк расширил поле своей деятельности. Не ограничиваясь журналом компании, он начал печататься в таких журналах, как «Югенд» и ведущий спортивный журнал «Шпорт им Бильд», которые охотно брали его путевые заметки. Целое сочинение о коктейлях появилось в журнале «Штертебекер». Статьи в «Шпорт им Бильд» открыли двери в литературу молодому писателю. В 1925 году Ремарк покидает Ганновер и переезжает в Берлин, где становится редактором журнала.
    Эрих Ремарк впервые увидел свое имя напечатанным типографическим способом в возрасте двадцати лет, когда журнал «Шенхайт» опубликовал его стихотворение «Я и ты» и два маленьких рассказа «Женщина с золотыми глазами» и «Из юношеских времен». С тех пор Ремарк не переставал писать и печататься почти до самой смерти. В этих произведениях было все, чем будут позже отличаться книги Ремарка, - легкий язык, точные сухие описания, остроумные диалоги, - но они остались незамеченными, не смогли выделиться из потоков бульварной литературы, заполнившей немецкие лавки в первые послевоенные годы.
    В 1925 году в Берлине поженились Ютта Ингеборг Эллен Цамбона и Эрих Мария Ремарк. Ютта Цамбон, прибавившая к своему имени имя Жанна. В 1927 году вышел в свет его второй роман «Станция на горизонте». Он печатался с продолжениями в журнале «Шпорт им Бильд». Известно, что этот роман так и не вышел отдельной книгой.
    1929, Ремарк записывает свой опыт войны и травмирующие воспоминание о ней в романе «На западном фронте без перемен». “Мы хотели было воевать против всего, всего, что определило наше прошлое, - против лжи и себялюбия, корысти и бессердечия; мы ожесточились и не доверяли никому, кроме ближайшего товарища, не верили ни во что, кроме таких ни когда нас не обманывавших сил, как небо, табак, деревья, хлеб и земля; но что же из этого получилось? Все рушилось, фальсифицировалось и забывалось. А тому, кто не умел забывать, оставались только бессилие, отчаяние, безразличие и водка. Прошло время великих человеческих и мужественных мечтаний. Торжествовались дельцы. Продажность. Нищета.”
    Этими словами одного из своих героев Э. М. Ремарк высказал сущность мировосприятия своих ровесников - людей “потерянного поколения”, - тех, кто прямо со школьной скамьи уходил в окопы первой мировой войны. Тогда они по-ребячески ясно и безоговорочно верили всему, чему их учили, что слышали, что прочли о прогрессе, цивилизации, гуманизме; верили звонким словосочетаниям консервативных или либеральных, националистических или социал-демократических лозунгов и программ, всему, что им втолковывали в родительском доме, с кафедр, со страниц газет. «На Западном Фронте без перемен» захватывает воображение миллионов. Роман приносит Ремарку популярность и финансовую независимость. Через три года Ремарк пишет еще один роман «Возвращение» (1931), в котором он изображает проблемы солдат после их возвращения на родину, туда, где были уничтожены идеи, расшатаны моральные устои. «Все идеалы разлетелись в прах под неотвратимыми ударами действительности. Их испепеляли огненые будни войны, их топили в грязи будни послевоенных лет. Тогда, после нескольких коротких вспышек и долгого угасания немецкой революции, на рабочих окраинах трещали залпы карателей, расстреливавших защитников последних барикад, а в кварталах “шиберов” - новых богачей, нажившихся на войне, - не прекращались оргии.
    Тогда в общественной жизни и во всем быту немецких городов и городков, еще так недавно гордившихся безупречной опрятностью, строгим порядком и бюргерской добропорядочностью, воцарились нищета, распутство, нарастали разруха и неурядицы, опустошались семейные копилки и человеческие души Внезапно оказалось, что война и первые послевоенные годы уничтожили не только миллионы жизней, но и идеи, понятия; были разрушены не только промышленность и транспорт, но и простейшие представления о том, что хорошо и что плохо; было расшатано хозяйство, обесценивались деньги и нравственные принципы».
    В том же году, опасаясь травли со стороны национал-социалистов, писатель вынужден был оставить Германию. Он переехал в Швейцарию, купив дом в Порто Ронко. Последним произведением Ремарка, изданным до начала Второй мировой войны, стал роман «Три товарища», вышедший в 1938 году сначала в Америке на английском языке и только затем в Голландии, на немецком. На родине писателя к тому времени его книги были запрещены, как «подрывающие немецкий дух» и принижающие «героику немецкого солдата». В 1938 году фашисты лишили Ремарка немецкого гражданства. Он был вынужден бежать из Швейцарии во Францию, а оттуда – через Мексику – в Соединенные Штаты Америки. Здесь его жизнь, в сравнении с жизнью многих других немецких эмигрантов, протекала достаточно благополучно. Все его книги (в 1941 году роман «Возлюби ближнего своего», а в 1946-м – знаменитая «Триумфальная арка») непременно становились бестселлерами и были с успехом экранизированы. В трудные военные годы Ремарк помогал, порой анонимно, многим своим соотечественникам – деятелям культуры, которые, как и он, спасались от гитлеровского режима.
    Возвратив гражданство, Ремарк после войны вернулся в Европу. С 1947 года он жил в Швейцарии, где последние 16 лет своей жизни. Появляются романы: «Искра Жизни» (1952), изображающий злодеяние концентрационных лагерей, и «Время жить и Время умирать» (1954), в которой изображена война России и Германии.
    Единственная пьеса Ремарка, «Последняя остановка» о победе русских войск, была написана в 1956 году. Премьера состоялась 20 сентября 1956 года в Берлине, позже постановку осуществили и в Мюнхене. В книге «Ночь в Лиссабоне» (1961) писатель еще раз затрагивает тему эмиграции. "Тени в Раю» становятся последним из романов Ремарка. Он издан второй женой Ремарка Полетт Годдард через год после его смерти.
    25-ого сентября 1970, Мария Ремарк умер в госпитале в Локарно. Его похоронили на кладбище Порто Ронко выше его виллы. После его смерти, Город Оснабрюк называет улицу в его честь.
    Во всем мире было продано 30 миллионов экземпляров книг Ремарка. Главная причина такого беспримерного и уникального успеха заключается в том, что в них затрагиваются общечеловеческие темы. Это темы одиночества, мужества, «счастья короткого единения». Мировые же события служат в его книгах лишь обрамлением действия.
    Начиная с 1929 года, когда роман о рядовом Пауле Боймере вышел на русском, всего через несколько месяцев после публикации в самой Германии, все книги Э.М.Ремарка неизменно пользовались успехом в нашей стране. Подсчитано: за 70 лет пребывания на отечественной литературной сцене общий тираж книг Э.М.Ремарка на русском языке превысил 5 миллионов экземпляров!*
*Печатается по материалам сайта посвящённому немецкому писателю Э.М.Ремарку