Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Похоже, что у поэтов всегда будет много работы
Вислава Шимборска
польская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1996 год

Юбилеи



26 мая исполняется 70 лет со дня рождения Л. С. Петрушевской (р.1938)
foto     Русская писательница Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, журнала "Огонек" сотрудницей издательств, с 1972 - редактором программ на Центральной студии телевидения.
     Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.
    Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в»Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» — редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни».
    Тем не менее, Петрушевская не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог «Песни XX века», давшую название сборнику ее драматургических произведени.
     По сценариям Людмилы Петрушевской был поставлен ряд мультфильмов:
  • Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник (1976)
  • Краденое солнце (1978)
  • Сказка сказок (1979) (реж. Ю.Норштейн)
  • Заячий хвостик (1984)
  • Кот, который умел петь (1988)
    Действие пьес Петрушевской происходит в обыденных, легко узнаваемых обстоятельствах: в дачном домике («Три девушки в голубом», 1980), на лестничной площадке («Лестничная клетка», 1974) и т.п. Личности героев выявляются в ходе изматывающей борьбы за существование, которую они ведут в жестоких жизненных ситуациях. Петрушевская делает зримой абсурдность обыденной жизни, и этим определяется неоднозначность характеров ее персонажей. В этом смысле особенно показательны тематически связанные пьесы «Чинзано» (1973) и «День рождения Смирновой» (1977), а также пьеса «Уроки музыки». В финале «Уроков музыки», например, происходит полное преображение персонажей в своих антиподов: романтически влюбленный Николай оказывается циником, разбитная Надя – женщиной, способной на глубокое чувство, добродушные Козловы – примитивными и жестокими людьми.
    Диалоги в большинстве пьес Петрушевской построены таким образом, что каждая следующая реплика зачастую меняет смысл предыдущей. По мнению критика М.Туровской, «современная бытовая речь... сгущена у нее до уровня литературного феномена. Лексика дает возможность заглянуть в биографию персонажа, определить его социальную принадлежность, личность».
    Петрушевская показывает в своих произведениях, как любая жизненная ситуация может перейти в собственную противопложность. Поэтому выглядят естественными сюрреалистические элементы, прорывающие реалистическую драматургическую ткань. Так происходит в одноактной пьесе «Анданте» (1975), рассказывающей о мучительном сосуществовании жены и любовницы дипломата. Имена героинь – Бульди и Ау – так же абсурдны, как их монологи.
    В пьесе «Квартира Коломбины» (1981) сюрреализм является сюжетообразующим принципом.
    Литературовед Р.Тименчик считает, что в пьесах Петрушевской присутствует прозаическое начало, которое превращает их в «роман, записанный разговорами».
    Проза Петрушевской так же фантасмагорична и одновременно реалистична, как и ее драматургия. Язык автора лишен метафор, иногда сух и сбивчив. Рассказам Петрушевской присуща «новеллистическая неожиданность» (И.Борисова). Так, в рассказе «Бессмертная любовь» (1988) писательница подробно описывает историю нелегкой жизни героини, создавая у читателя впечатление, будто считает своей главной задачей именно описание бытовых ситуаций. Но неожиданный и благородный поступок Альберта, мужа главной героини, придает финалу этой «простой житейской истории» притчевый характер.
    Обыденная жизнь, выговоренная обыденным, нелитературным словом, без всякой сдержанности, вплоть до истерики, с выбалтыванием интимных подробностей о себе и других - того, "о чем не принято говорить" - вот объект изображения и метод Петрушевской, то, чем она привлекает и шокирует.
    По мнению литературного критика М. Бабаева, Петрушевская во многом напоминает Чехова. Для обоих значимы как проза (причем короткая - "не роман"), так и драматургия. Оба подчеркнуто не теоретичны и стремятся показать жизнь такою, как она есть. Сверхтема обоих - "как человек пропадает в жизни", ужас и нелепость "нормальности". Оба - великолепные юмористы и рассказчики анекдотов, но за их смехом - слезы и слезы.
    Конечно, жизнь, которую они описывают, за сто лет изменилась - во всяком случае, в своих внешних проявлениях, да и "социальная база" у Петрушевской гораздо уже: невозможно представить ее героев, проливающих слезы из-за утраты родового поместья; они скорее могут заплакать из-за того, что гости дочкиного сожителя съели последние продукты из холодильника (как смешно, не правда ли!). Кроме того, Петрушевская, безусловно, писатель в юбке; ее проза - женская, Ее произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: это рассказы "Приключения Веры", "История Клариссы", "Дочь Ксении", "Страна", "Кто ответит?", "Мистика", "Гигиена", повесть "Время ночь" и другие произведения.
    Петрушевская (или рассказчик, что не одно и то же) внимательно вслушивается в речь своих героев, дословно воспроизводит их "словечки", оговорки, аграмматизмы, вводя нас через речь как бы внутрь психики этих людей. И мы видим, как много там бессознательности, автоматизмов, слепоты, но и страдания. И еще - стремления к счастью. И мужества жить. И любви. Рассказывая о них (о нас, о себе), автор не судит, скорее, спрашивает у того, кто способен услышать.
    Стремясь создать многообразную картину современной жизни, цельный образ России, Петрушевская обращается не только к драматургическому и прозаическому, но и к поэтическому творчеству. Жанр написанного верлибром произведения «Карамзин» (1994), в котором своеобразно преломляются классические сюжеты (например, в отличие от бедной Лизы, героиня по имени бедная Руфа тонет в бочке с водой, пытаясь достать оттуда припрятанную бутылку водки), писательница определяет как «деревенский дневник». Стиль «Карамзина» полифоничен, размышления автора сливаются с «песнопениями луга» и разговорами героев.
     Петрушевская обращается также к жанру сказки. "Жил-был будильник", "Ну, мама, ну!", "Сказки, рассказанные детям" (1993), "Маленькая волшебница", "Кукольный роман" (1996), «Сказки для всей семьи» (1993) и другие произведения этого жанра написаны в абсурдистской манере, заставляющей вспомнить о традиции обэриутов и Л.Кэррола.
    Итак, что мы знаем о Людмиле Петрушевской? Что она один из классиков современной русской литературы, что она, пожалуй, один из лучших русских драматургов ушедшего века; что она работает во многих жанрах; проза, поэзия, драматургия, сказки, сценарии к фильмам и мультфильмам; что ее произведения переведены более чем в 20 странах; что Людмила Петрушевская - академик Баварской академии искусств, лауреат премии «Poushkin-prize» (ФондТопфера, Гамбург), премии им. Довлатова, литературной премии Триумф-2002 и других.
    Но, оказывается, Людмила Петрушевская проявила себя не только на литературном поприще. В Москве, в художественной "Галерее Леонида Шишкина" две недели проходила ее персональная выставка "Мания розы". Эта выставка у Петрушевской - не первая. До этого ее работы уже трижды были показаны публике, но камерно, без огласки, скромно. Две персональные выставки состоялись в Литературном музее на Петровке и в Трубниковском переулке, а ее совместная выставка с Юрием Норштейном и Франческой Ярбусовой прошла в помещении Третьяковской галереи.
    Новая выставка, может быть, станет началом иного периода в творчестве "рисующего писателя". И, возможно, писатель станет жить отдельно, а художник отдельно, а художник получит свое собственное имя, не основанное на литературной популярности. *
*Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: библиографический словарь: в 3-х т. – М.:, 2005. – Т.3