Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Все в слове…. Целая жизнь может измениться только от того, что сместилось одно слово, или оттого, что другое по-королевски расселось посреди фразы, которая не ждала его и ему не подчиняется…
Пабло Неруда
чилийский поэт и публицист, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1971 год

Юбилеи



26 февраля исполняется 215 лет со дня рождения французского писателя Виктора Мари Гюго (1802-1885)
Сова не летит в гнездо жаворонка.
Виктор Гюго
Виктор Гюго был самым разносторонним и плодотворным автором французской романтической школы, как в прозе, так и в поэзии.
В числе его самых популярных во всем мире произведений – романы «Собор Парижской Богоматери» и «Отверженные».
«Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго – исторический роман, написанный в традициях «Айвенго» сэра Вальтера Скотта. Он разворачивает перед нами живописное полотно парижской жизни XV столетия – жизни в городе, кипящем величественными празднествами и нелепыми попойками, бунтами черни и публичными казнями; и все это вращается вокруг Собора Парижской Богоматери. Гюго посвящает две части описанию готического собора, погружая читателя в самую душу Нотр-Дама, с головокружительной высоты этой каменной громады представляется весь Париж, и слово «ананке» («судьба»), вырезанное на одной из стен, открывает нам секрет движущей силы готического сюжета. Квазимодо получает клеймо своей судьбы, когда мать оставляет его младенцем на ступенях Нотр-Дама. Усыновленный архидиаконом Клодом Фроло, Квазимодо становится звонарем на колокольне, пряча свое уродство и горб подальше от любопытных глаз парижан. Фроло снедает запретная страсть к прекрасной цыганке Эсмеральде, которая танцует на площади перед собором. Он убеждает Квазимодо похитить ее, но эти попытки терпят крах из-за вмешательства капитана королевских стрелков Феба, который также влюбляется в Эсмеральду. Квазимодо за преступление бросают в тюрьму, где стражники издеваются над ним и унижают его. После жестокого наказания Эсмеральда заботится о нем, дав ему напиться. С этого момента Квазимодо безнадежно ей предан. С попаданием под власть ее чар всех трех персонажей начинается драматическая история любви и обмана. Помешавшийся от любви Фроло выслеживает Эсмеральду и Феба и ранит кинжалом последнего в приступе ревности. Эмеральду арестовывают и приговаривают к смерти за покушение на убийство. Несмотря на смелую попытку Квазимодо спасти ее, она погибает на виселице. У Квазимодо, видящего безжизненное тело повешенной Эсмеральды, вырывается крнк- «Вот все, что я любил».
«Отверженные» – один из немногих романов, чья литературная судьба продолжилась во множестве ярких реинкарнаций. Здесь можно назвать и сокращенные (чудовищные) версии, продолжения и киноленты, и, конечно же, всемирно известный мюзикл, но все же чтобы понять истинный масштаб достижения Гюго, надо вернуться к самому тексту. Как и «Война и мир» Толстого, этот роман прослеживает отдельные человеческие судьбы на фоне эпохальных исторических событий. «Что есть История? – спрашивает нас Гюго. - Кто ее создает? Кто участвует в ней? Какую роль играет отдельный человек в этих событиях?» Ключевой фигурой «Отверженных» становится Жан Вальжан, беглый каторжник, чье отчаянное желание искупить свои грехи через заботу о своей приемной дочери Козетте, заложена в сердце романа. Вальжана повсюду преследует проницательный полицейский агент Жавер, непреклонный в своем решении защитить закон и арестовать беглеца; их судьбы вскоре окончательно переплетутся. Личная драма охотника и жертвы позже разворачивается в кипящем котле революционного Парижа. В это время Козетта влюбляется в республиканца-идеалиста Мариуса, и Вальжану приходится бороться, чтобы не потерять все, что он любил. Роман несравненными красками передает читателю всю географию и политическую жизнь Парижа; затем делает отступление с характерными размышлениями Гюго о Вселенной, и переносит нас в разгар битвы при Ватерлоо, после чего наступает финальная развязка. Немногие произведения могут быть названы национальной классикой, но роман «Отверженные» соответствует именно этому определению. Он стал вехой в развитии исторического романа и стоит рядом с великими творениями Толстого и Диккенса.

По книгам:
  • 1001 книга, которую нужно прочитать / гл. ред. Питер Бокселл. – Москва : Магма, 2007.