Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Чтение – это акт творчества, в котором никто, кроме тебя, не может участвовать, а потому и не может помочь
Надин Гордимер
южноафриканская писательница, Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1991 год

Юбилеи



14 августа исполняется 150 лет со дня рождения писателя, поэта, литературного критика Дмитрия Сергеевича Мережковского (1866-1941)
Не бойтесь никаких соблазнов, никаких искушений, никакой свободы, не только внешней, общественной, но и внутренней, личной, потому что без второй невозможна и первая. Однако бойтесь — рабства и худшего из всех рабств — мещанства и худшего из всех мещанств — хамства, ибо воцарившийся раб и есть хам, а воцарившийся хам и есть черт — уже не старый фантастический, а новый, реальный черт, действительно страшный, страшнее, чем его малюют,— грядущий князь мира сего, Грядущий Хам.
Д. Мережковский
Личность и творчество Дмитрия Сергеевича Мережковского, его роль в литературном процессе и истории России весьма противоречивы. Некоторые считают, что, Мережковский серьезно недооценен современниками и потомками. Например, Дмитрий Быков в лекции по русской литературе называет Мережковского пророком и излагает свое отношение к писателю так: «Мережковский был гений, крупнейший, по-моему, писатель и мыслитель своей эпохи – крупней и значительней Горького, Розанова, Флоренского, Белого, Вячеслава Иванова, – и недаром Нобелевский комитет рассматривал его как основного конкурента Бунина. Однако в сегодняшней России Мережковский мало кого занимает, и время его придет не скоро. В том, что придет, – сомневаться нельзя... Мысль Мережковского – школа свободы, праздник ясного и сильного разума. В нынешней нашей тьме этот светоч сияет куда ярче, чем сто лет назад. Неясно только – это мысли его приобрели дополнительную глубину, многократно подтвердившись, или русская тьма стала гуще».
Во вступительной статье к посвященной Дмитрию Мережковскому антологии серии «Русский путь» А. Н. Николюкин рассказывает: «Существуют писатели, которые постигаются в процессе «отторжения» общественным мнением, критикой. Таковы маркиз де Сад во Франции, Ницше в Германии, Генри Миллер в Америке. У нас долгие десятилетия таковым оставался Дмитрий Сергеевич Мережковский. У современников, как до революции, так и в эмиграции, он получал по большей части весьма критические оценки, хотя его эрудиция и ученость признавалась всеми.
А. П. Чехов, предложивший кандидатуру Д. С. Мережковского в почетные академики на 1902 год, писал ранее о лекции Мережковского, сделавшей его имя широко известным в литературных кругах: «В публичной лекции Мережковского, если судить о ней по печатным отзывам, немало правды и хороших мыслей. Но она не политична, или, вернее, не этична. В каждом обществе, будь то народность, секта, сословие или просто круг людей, связанных одной общей профессией, непременно существует этика отношений, не допускающая, между прочим, чтобы дурно отзывались о своих в присутствии чужих, если нет к тому достаточно сильных поводов вроде уголовщины... Мережковский огулом, без достаточных к тому поводов дурно отзывался о своих в присутствии чужих... Дома у себя, т. е. в журнале или в литературном обществе, бранись и бей себя по персям сколько хочешь, но на улице будь выше улицы и не жалуйся барышням, полицейским, студентам, купцам и всем прочим особам, составляющим публику. Как бы низко ни пала литература, а публика все-таки ниже ее. Стало быть, если литература провинилась и подлежит суду, то уж тут публика все, что угодно, но только не судья» *.
Александр Блок, читая роман Мережковского «Александр I», печатавшийся в 1911 году в «Русской мысли» и в газете «Рус¬ское слово», записывает в Дневнике: «Писатель, который нико¬го никогда не любил по-человечески, — а волнует. Брезгливый, рассудочный, недобрый, подозрительный даже к историческим лицам, сам себя повторяет, а тревожит. Скучает безумно, так же как и его Александр I в кабинете, — а красота местами неслы¬ханная. Вкус утончился до последней степени: то позволяет себе явную безвкусицу, дурную аллегорию, то выбирает до беспощад¬ности, оставляя себе на любование от женщины — вздох, от де¬кабриста — эполет, от Александра — ямочку на подбородке, — и довольно. Много сырого матерьялу, местами не отличается от статей и фельетонов».
Наиболее определенно ту же мысль, то же впечатление от Мережковского и его произведений выразил В. В. Розанов, близ¬ко знавший его на протяжении многих лет. С присущей Розано¬ву парадоксальностью он писал: «...мне кажется иногда (часто), что Мережковского нет... Что это — тень около другого... Вер¬нее — тень другого, отбрасываемая на читателя. И говорят: “Ме¬режковский”, “Мережковский”: а его вовсе нет, а есть 1) Юли¬ан, 2) Леонардо, 3) Петр, 4) христианство, 5) Renaissance... и проч., и проч. Множество. А среди его... в промежутках между вещами, кто-то, что-то, ничто, дыра: и в этой дыре тени всего... Но тени не суть вещи, и “универсальный Мережковский” вовсе не существует: а только говоря “о Renaissance’e” — упомянешь и “о Мережковском”. Оттого в эту “пустоту” набиваются всякие мысли, всякие чувства, всякие восторги, всякие ненависти... по¬тому именно, что все сие место — пусто.
О, как страшно ничего не любить, ничего не ненавидеть, все знать, много читать, постоянно читать и наконец, к последнему несчастию, — вечно писать, т. е. вечно записывать свою пустоту и увековечивать то, что для всякого есть достаточное горе, если даже и сознается только в себе».
Может быть, единственной, кто понимал и, главное, прини¬мал Дмитрия Сергеевича от начала до конца, была Зинаида Гип¬пиус, жена, прожившая с ним 52 года и, по ее словам, не расста¬вавшаяся с ним ни на один день за все это время. Случай поистине уникальный».
Богослов и проповедник отец Александр Мень стихотворение Дмитрия Мережковского «Бог» считал одним из лучших: «Едва ли, - утверждал он, - пожалуй, в русской литературе можно найти подобное простое, без всякого декадентского привкуса, стихотворение о самом важном, о самом последнем, о самом прекрасном, о самой сущности нашей жизни и о Том, перед Лицом Которого должны мы все ходить».
О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю...
Пускай мученья мне грозят,—
Благодарю за этот миг,
За все, что сердцем я постиг,
О чем мне звезды говорят...
Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, — в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.
Я Бога жаждал — и не знал;
Еще не верил, но, любя,
Пока рассудком отрицал, —
Я сердцем чувствовал Тебя.
И Ты открылся мне: Ты — мир.
Ты — все. Ты — небо и вода,
Ты — голос бури. Ты — эфир,
Ты — мысль поэта, Ты — звезда...
Пока живу — Тебе молюсь.
Тебя люблю, дышу Тобой,
Когда умру — с Тобой сольюсь,
Как звезды с утренней зарей.
Хочу, чтоб жизнь моя была
Тебе немолчная хвала,
Тебя за полночь и зарю,
За жизнь и смерть — благодарю!..
По книгам:
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Александр Первый. - Тула: Пересвет; Нижний Новгород: Фрегат, 1993. - (Русский исторический роман).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Было и будет: дневник, 1910-1914; Невоенный дневник, 1914-1916. - Москва: Аграф, 2001. (Символы времени).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Воскресшие боги. Леонардо да Винчи. - Москва: Художественная литература, 1990.
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Тайна Запада: Атлантида - Европа. - Москва: Эксмо, 2007. (Антология мудрости).
  • Мережковский, Дмитрий Сергеевич. Вечные спутники: портреты из всемирной литературы. - Санкт-Петербург: Наука, 2007. - (Литературные памятники).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Реформаторы. - Москва: Республика, 2002.
  • Мережковский, Дмитрий Сергеевич. Вечные спутники. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2007. (Азбука-Классика).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865 - 1941). Л. Толстой и Достоевский. - С.-Петербург: Тип. Т-ва "Обществ. польза", 1909.
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Четырнадцатое декабря. - Москва: Армада, 1994. - (Романовы: династия в романах).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Гиппиус Зинаида Николаевна. Стихотворения. - Таллин: Александра, 1992.
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Испанские мистики: Св. Тереза Авильская, Св. Иоанн Креста. - Томск: Водолей: А. Сотников, 1998.
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Антихрист. - Москва: Панорама, 1993. - (Библиотека исторического романа).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Наполеон. - Москва: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Эстетика и критика: в 2 томах. - Москва: Искусство; Харьков: СП "Фолио", 1994. - (История эстетики в памятниках и документах).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Христос и Антихрист: трилогия: в 2 т. - Москва: ТЕРРА-Книжный клуб, 2000. - (Живая проза истории).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Петр и Алексей. - Москва: Современник, 1994. - (Государи Руси Великой).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Больная Россия. - Ленинград: ЛГУ, 1991. - (История российской культуры).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Не мир, но меч. - Харьков: Фолио; Москва: АСТ, 2000. (Библиотека "Р. Х. 2000". В силе Духа).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Стихотворения и поэмы. - Санкт-Петербург: Академический проект, 2000. - (Новая библиотека поэта).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Тайна трех. Египет. - Москва: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Око, 2001. - (Антология мудрости).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Царство Антихриста: статьи периода эмиграции. - Санкт-Петербург: РХГИ, 2001. - (Из архива русской эмиграции).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Испанские мистики: Св. Тереза Авильская, Св. Иоанн Креста / Д. С. Мережковский. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1988.
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Христос и Антихрист. - Репр. воспроизведение изд. 1914 г. - Москва: Книга, 1989 - 1990. - (Из литературного наследия).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Полное собрание сочинений Дмитрия Сергеевича Мережковского: [в 24 томах]. - Москва: Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1914.
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Было и будет: дневник, 1910-1914; Невоенный дневник, 1914-1916 . - Москва : Аграф, 2001. - (Символы времени).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич Не мир, но меч. - Харьков : Фолио ; Москва : АСТ, 2000. - (Библиотека "Р. Х. 2000". В силе Духа).
  • Мень Александр Владимирович. Русская религиозная философия: лекции. - Москва: Фонд имени Александра Меня, 2003.
  • Д. С. Мережковский: pro et contra : личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников : антология / сост. А. Н. Николюкин. - Санкт-Петербург: РХГИ, 1999. - 568 с. - (Русский путь: основана в 1993 году).
  • Золотоносов Михаил Нафталиевич. Братья Мережковские. - Москва: Ладомир, 2003 - (Русская потаенная литература).