Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Похоже, что у поэтов всегда будет много работы
Вислава Шимборска
польская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1996 год

Юбилеи



18 июля  исполняется 80 лет со дня рождения Евгения Александровича Евтушенко (р. 1932, по паспорту  - в 1933 г. )

Как все должно было совпасть: голос, рост, артистизм для огромных аудиторий, маниакальные приступы трудоспособности, умение расчетливо, а иногда и храбро рисковать, врожденная житейская мудрость, простодушие, нечто вроде апостольской болезни и, конечно же, незаурядный, очень сильный талант…
Е. Межиров

На самом деле Евгений Александрович Евтушенко  80-летний юбилей отмечал в прошлом, 2012 году. В вопросе о месте и дате рождения мы сталкиваемся с определённой легендой, созданной не без участия самого поэта. 1933 год – его паспортный год рождения, а паспортное место рождения - станция Зима Иркутской области, также не соответствует действительности.
Cтудентка 4-го курса Московского геолого-разведочного института Зинаида Евтушенко, участвовавшая в 1930-1933 годах в геологоразведочных экспедициях в бассейне Ангары, летом 1932 года приехала к своей матери, Марии Иосифовне, проживавшей тогда в Нижнеудинске, и в этом-то городе, 18 июля 1932 года,  появился на её первенец. Вскоре маленького Женю перевезли в  Зиму, и через некоторое время возвращавшийся из экспедиции в Москву геолог Александр Рудольфович Гангнус забрал жену с младенцем и привез их в московский дом отца на 4-й Мещанской улице. В  военные годы мальчик проживал в Зиме в эвакуации, с  бабушкой Марией Иосифовной Байковской. В эти годы мать будущего поэта в составе концертных бригад разъезжала по фронтам Великой Отечественной войны. В документах, переделанных по просьбе бабушки в Зиме в 1944 году, и был указан другой год рождения – 1933, поскольку режим возвращения эвакуированных москвичей в столицу требовал оформления специального пропуска для горожан с 12 лет и старше. Для одиннадцатилетнего же Жени Евтушенко (его фамилия также была сменена с отцовской на фамилию мамы) процедура возвращения в Москву таким образом была серьёзно упрощена...
Андрей Синявский
Из статьи «В защиту пирамиды!
(Заметки о творчестве Евг. Евтушенко и его поэме «Братская ГЭС»)
 
Популярностью Евтушенко обязан прежде всего себе - очень ярким и коренным особенностям своего поэтического характера и таланта, давшим ему возможность, худо ли, хорошо ли, стать в определенной среде властителем дум своего времени и в какой-то, пускай сравнительно ограниченной степени, восполнить пробел, образовавшийся в поэзии с уходом Маяковского. После длительного перерыва он вернул нам ощущение лирической биографии, развертывающейся у нас на глазах цепью стихотворений, скрепленных единым сюжетом - личностью и жизнью поэта. В новых, иных условиях и на свой евтушенковский лад он примкнул к той, по выражению Пастернака, «зрелищной концепции» биографии поэта, которую в начале столетия гениально демонстрировал Блок, а затем по-разному реализовали в стихах Маяковский, Есенин, Цветаева. При всех принципиальных различиях в ее индивидуальном истолковании суть «зрелищной концепции» заключалась в том, что поэт не просто сочиняет стихи, но как бы живет в них у всех на виду, щедро, без стеснений предлагая на обозрение современникам и потомкам свой жизненный путь, ставший литературным сюжетом, увлекательным романом в стихах с ярко выраженным героем - поэтом в центре, во главе. Жест приглашения к спектаклю, праздничному и трагическому («Не таюсь я перед вами, посмотрите на меня...», Блок; «Грядущие люди! Кто вы? Вот - я, весь боль и ушиб», Маяковский), предельная откровенность в рассказе о себе, стремление ввести себя в стих настолько полно, что мы воспринимаем героя почти физически, любуемся им, страдаем за него и отождествляем его невольно с личностью автора (хотя на самом деле они, конечно, не вполне совпадают), - все это Евтушенко усвоил, перенял прямо или косвенно от своих великих предшественников.
Не сравнивая разнохарактерные масштабы дарований, можно, однако, установить черты глубокого несходства в самом понимании личности и ее судьбы, биографии. У Евтушенко - при всей его склонности к самодемонстрации - отсутствует печать личной исключительности, идея избранничества, великого и страшного жребия, сообщавшие судьбе поэта нечто провиденциальное, непреложное и в то же время позволявшие развернуть собственную биографию наподобие легенды, мифа, мистерии, возвысить частную жизнь до уникального «бытия», наполовину реального, наполовину вымышленного, творимого изо дня в день на глазах изумленной публики. Рядом с титанами, гиперболистами, максималистами, какими были поэты названного круга, герой Евтушенко выглядит обыкновенным человеком; привлекательные черты, высокие идеалы не мешают ему быть «как все» и чаще выступать в роли «славного малого», «хорошего парня», интересного, доброго, смелого, но никак уж не избранника. Далекий от мифотворчества на тему собственной личности, к которому тяготели, не говоря уже о Блоке или Цветаевой, и Есенин, и Маяковский, от их душевных бурь и мессианских претензий, Евтушенко тем не менее подобно им вносит с собою в поэзию достоверные подробности своей жизни и окружения, рассказывает, откуда он родом, где проживает, с кем встречается, кого любит, каков он видом и нравом - и поддерживает в стихе иллюзию знакомства с живым человеком - Евгением или, лучше сказать, Женей Евтушенко («...Чтоб читали еще и еще и сказали мне просто "Женя, а вы знаете - хорошо!"»), и про него точно известно, что он не кто-нибудь, а Женя, едущий со своей Галей к морю на «Москвиче»...
Здесь, именно здесь - в широкой демонстрации конкретных примет своей личной биографии - таится секрет Евтушенко, создающего атмосферу личного обаяния помимо всего прочего уже тем, что он представился, познакомился с нами собственной персоной, а не в качестве этакого безглазого «положительного героя». За это доверие, дружелюбие, общительность его полюбили. Знаете, даже на улице, подойдет человек, попросит закурить и вдруг протянет руку, пожмет и скажет «Вася» - уже этого довольно, чтобы вы его приняли в сердце и пошли дальше, с улыбкой вспоминая, что есть на свете некий Вася, который вот сейчас тоже следует своей дорогой, и ему, наверное, тоже трудно и одиноко, ну совсем как вам в данную минуту... Короче говоря, Евтушенко вошел в наше сознание в виде знакомого лица, притом воплотившего в своем характере, мимике, интонации существенные черты поколения, не видавшего в своей среде иных пророков, кроме вот этого «свойского парня», про которого сразу скажешь, что он реален, а не выдуман, что он искренен, а не лжет, о чем свидетельствует, между прочим, и вполне достоверная «мама», и «Галя» и «станция Зима»….
 
1964
Евгений Евтушенко
 
Предощущение стиха
у настоящего поэта
есть ощущение греха,
что совершен когда-то, где-то.
 
Пусть совершен тот грех не им —
себя считает он повинным,
настолько с племенем земным
он сросся чувством пуповины.
 
И он по свету, сам не свой,
бежит от славы и восторга
всегда с повинной головой,
но только — поднятой высоко.
 
Потери мира и войны,
любая сломанная ветка
в нем вырастают до вины,
его вины — не просто века.
 
И жизнь своя ему страшна.
Она грешным-грешна подавно.
Любая женщина — вина,
дар без возможности отдарка.
 
Поэтом вечно движет стыд,
его кидая в необъятность,
и он костьми мосты мостит,
оплачивая неоплатность.
 
А там, а там, в конце пути,
который есть, куда ни денься,
он скажет: «Господи, прости...» —
на это даже не надеясь.
 
И дух от плоти отойдет,
и — в пекло, раем не прельщенный,
прощенный господом, да вот
самим собою не прощенный...
По книгам:
 
Евтушенко Евгений Александрович. Взмах руки  - Москва: Молодая гвардия, 1962. - 651 с.
Евтушенко Евгений Александрович. Я сибирской породы. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1971. – 212 с.
Евтушенко Евгений Александрович. Избранные произведения : в двух томах. - Москва : Художественная литература, 1975.
Евтушенко Евгений Александрович. Шестидесантник: мемуарная проза  - Москва : Zebra E, 2006. - 831 с.
Евтушенко Евгений Александрович. Первое собрание сочинений: в 8-ми т. - Москва: Х.Г.С., 1997
Синявский Андрей Донатович. Литературный процесс в России: литературно-критические работы разных лет. -  Рос. гос. гуманит. ун-т. - Москва : [РГГУ], 2003. - 417 с.