Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Все в слове…. Целая жизнь может измениться только от того, что сместилось одно слово, или оттого, что другое по-королевски расселось посреди фразы, которая не ждала его и ему не подчиняется…
Пабло Неруда
чилийский поэт и публицист, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1971 год

Юбилеи



       9 января исполняется 120 лет со дня рождения чешского писателя Карела Чапека (1890 – 1938)
Карел Чапек — один из самых известных чешских писателей XX века, прозаик и драматург. Автор знаменитых пьес «Средство Макропулоса» «Мать» «R.U.R.», романов «Фабрика абсолюта», «Кракатит», «Гордубал», «Метеор», «Обыкновенная жизнь», «Война с саламандрами», «Первая спасательная», «Жизнь и творчество композитора Фолтына», а также множества рассказов, эссе, фельетонов, сказок, очерков и путевых заметок.
Карел Чапек родился  в Мале-Сватоновице близ Трутнова в семье заводского врача Антонина Чапека. Учился в гимназии в городе Градец-Кралове, затем в Праге, в 1915 году получил учёную степень доктора философии в Карловом университете, также занимался философией в университетах в Берлине и Париже. По состоянию здоровья не был призван в армию и короткое время работал гувернером в семье графа Лажански. Осенью 1917 года стал работать журналистом и критиком в газете Národní listy («Национальная газета»), с 1921 года до своей смерти работал журналистом и культурным и политическим редактором в газете Lidové noviny («Народная газета»). В 1921—1923 годах был драматургом пражского «Театра на Виноградах» (Divadlo na Vinohradech).
Чапек активно стал заниматься литературной деятельностью с 1916 года. В этом году вышел сборник его рассказов «Сияющие глубины», написан в соавторстве с братом Йозефом.
Трагические события Первой мировой войны 1914-1918 годов определили напряжённые поиски Чапеком критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов "Распятие" (1917), "Мучительные рассказы" (1921), близкие к экспрессионизму. Однако эти поиски совпали с влиянием на писателя философии прагматизма и релятивизма, представлений о "множественности" истин ("каждый прав по-своему"). Не принимая революционную борьбу, Чапек склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия "Разбойник" (1920), строятся как сопоставление несколько "правд"; Чапек мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.
Чапек был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года, основателем и первым председателем Чехословацкого Пен-клуба (в 1925—1933 годы), членом Комитета Лиги Наций по литературе и искусству (с 1931); в 1935 году выдвигался на должность президента Международного Пен-Клуба Г. Уэллсом, его тогдашним президентом (отказался от поста по причине болезни). Помимо литературы и журналистики снискал известность как фотограф-любитель (его книга фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» была самой публикуемой в межвоенной Чехословакии).
Карел Чапек скончался от двустороннего воспаления лёгких, полученного в результате работ по ликвидации наводнения 25 декабря 1938 года, незадолго до полной немецкой оккупации Чехословакии. Перед этим он оказался фактически в полной политической и личной изоляции, по причине того, что отказался покинуть страну после отставки и эмиграции её тогдашнего президента Эдварда Бенеша.
    Мировую известность принесла Чапеку его драматургия, своим успехом обязанная умению автора рассуждать на серьезные темы с немалой долей юмора. В самой знаменитой пьесе Чапека "R.U.R" (1921) едко высмеивается машинная – и машиноподобная – цивилизация. Написанная совместно с братом Йозефом комедия "Из жизни насекомых" (1921) изобличает алчность, тунеядство, себялюбие и солдафонство. В пьесе "Средство Макропулоса" (1922) забавно доказывается утомительность вечной жизни. Пьесы "Белая болезнь" (1937) и "Мать" (1938) обращаются к теме диктатуры и войны, но им явно недостает юмора, столь характерного для предыдущих произведений Чапека, – видимо, потому, что они написаны в канун Второй мировой войны.
Карел Чапек  был похоронен на мемориальном кладбище в Вышеграде. Его архив был спрятан вдовой, Олгой Шайнпфлюговой, в саду усадьбы Стрж в селе Стара-Гуть, где писатель провел последние три года жизни, и был обнаружен после войны. *