Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Чтение – это акт творчества, в котором никто, кроме тебя, не может участвовать, а потому и не может помочь
Надин Гордимер
южноафриканская писательница, Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1991 год

Юбилеи



        20 ноября исполняется 150 лет со дня рождения писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869-1945)
       Зинаида Гиппиус родилась в городе Белев Тульской губернии в семье государственного чиновника. Со стороны отца у нее были немецкие корни. Предок отца, немец Адольфус фон Гингст, изменил фамилию на "фон Гиппиус" и уже в XVI веке в Немецкой слободе Москвы открыл первый книжный магазин. Отец служил по судебному ведомству, и часто менял место службы, жил вместе с семьей в самых разных городах России: Петербурге, Туле, Харькове и т.д. Мать была сибирячкой, дочерью екатеринбургского полицеймейстера Степанова.
         После смерти отца семья перебралась в Москву, оттуда — в Ялту, а затем — в Тифлис. Гиппиус, по семейным обстоятельствам не смогла систематически учиться в гимназии, она получила домашнее образование. Впоследствии она очень недолго училась в Киевском женском институте (1877-1878) и классической гимназии Фишера в Москве (1882). Стихи начала писать рано, с семи лет.
        От природы очень красивая: высокая и гибкая, тонкая, как юноша, с большими зелеными глазами, золотыми косами вокруг маленькой головы, с постоянной улыбкой на лице она не испытывала недостатка в поклонниках. К ней и тянулись и, одновременно, боялись ее острого языка, колких фраз и смелых шуток. "Сатанесса", "реальная ведьма", "декадентская мадонна", так называли ее современники. В 1888 году в Боржоми она познакомилась со столичным поэтом Дмитрием Мережковским и после этого стала считать, что "все мои гимназисты...совсем поглупели". С ним она обвенчалась 8 января 1889 года в Тифлисе и затем, не разлучаясь "ни на один день", прожила 52 года.
        В 1889 году после свадьбы она переезжает с мужем в Петербург, где начинает активную литературную деятельность. Первые ее стихи, написанные под сильным влиянием Надсона, были опубликованы в журнале петербургских символистов «Северный вестник». Она вошла в их круг сразу и тут же стала одним из ярких представителей символизма. В ее стихах было все, что характерно для этого литературного течения: нарочитая оторванность от жизни, раздумья о любви и смерти, превознесение ценности отдельной личности (прежде всего собственной).
Я ненавижу человечество
И от него бегу, спеша.
Мое любимое отечество —
Моя пустынная душа.
         В 1901- 1902 годах Гиппиус вместе с мужем и В.В. Розановым организовали Религиозно-философские собрания, в основе которых лежало учение о Царстве Божием на земле. Их целью было объединение интеллигенции и церкви для «религиозного возрождения» страны. Вскоре был основан и собственный печатный орган — «Новый путь». Там Зинаида Гиппиус публиковала свои стихи как религиозного содержания («Христу», «Господь Отец», «Предсмертная исповедь христианина» и др.), так и вполне светские по духу («Сосны», «Дождичек» и др.). В этом же журнале под псевдонимом Антон Крайний она выпустила ряд критических статей, объединенных названием «Литературный дневник». Квартира супругов Мережковских в доме Мурузи на Литейном проспекте в Петербурге стала настоящей Меккой символистов и религиозных философов.
       Революция 1905 года не прошла мимо внимания Зинаиды Гиппиус. Если в поэзии ее все еще преобладали символистские мотивы, то вопросы общественной жизни заняли значительное место в ее прозе (сборники рассказов «Черное по белому» (1908), «Чертова кукла» (1911), «Лунные муравьи» (1912)).
        К октябрьской революции 1917 Гиппиус отнеслась с непримиримой враждебностью, памятниками которой стали книга Последние стихи и Петербургские дневники, частично опубликованные в эмигрантской периодике 1920-х годов, затем изданные по-английски в 1975 году и по-русски в 1982 году (большая их часть была обнаружена в Публичной библиотеке С.-Петербурга в 1990 году). И в поэзии Гиппиус этого времени, и в ее дневниковых записях, и в литературно-критических статьях на страницах газеты «Общее дело» преобладает эсхатологическая нота: Россия погибла безвозвратно, наступает царство Антихриста, на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение. Хроникой телесного и духовного умирания старого мира становятся дневники, которые Гиппиус понимала как литературный жанр, обладающий уникальной способностью запечатлеть «само течение жизни», фиксируя «исчезнувшие из памяти мелочи», по которым потомки и составят относительно достоверную картину трагического события.
        Ненависть к революции заставила Гиппиус порвать с теми, кто ее принял, – с Блоком, Брюсовым, Белым. История этого разрыва и реконструкция идейных коллизий, которые привели к октябрьской катастрофе, сделавшей неизбежной конфронтацию былых союзников по литературе, составляет основной внутренний сюжет мемуарного цикла Гиппиус «Живые лица» (1925). Сама революция описывается,  как «тягучее удушье» однообразных дней, как «скука потрясающая», хотя чудовищность этих будней внушала одно желание: «Хорошо бы ослепнуть и оглохнуть». В корне всего происходящего «лежит Громадное Безумие». Тем важнее, согласно Гиппиус, сохранить позицию «здравого ума и твердой памяти».
         В 1919 году супруги покидают страну. Они нелегально переходят польскую границу вблизи Бобруйска и поселяются вначале в Минске, где выступают с лекциями для русской эмиграции, публикуют политические статьи в газете «Минский курьер» а затем, в феврале 1920 года переезжают в Варшаву, где Гиппиус становится редактором литературного отдела эмигрантской газеты «Свобода». Но и здесь они не задерживаются. После того, как Польша подписала перемирие с Советской Россией и правительство запретило критиковать большевизм под угрозой высылки из страны, Мережковские выехали в Висбаден, а затем в Париж. Там они поселились в собственной квартире, которая сохранилась еще с дореволюционных времен.
          Живя в эмиграции, Зинаида Гиппиус с мужем попытались «реконструировать» дореволюционную российскую жизнь, создав общество «Зеленая лампа», которое объединило лучших представителей русской эмиграции. Супруги возобновили знакомство с Бальмонтом, Минским, Буниным, Шмелевым, Куприным, Бердяевым, Франком, Шестовым, Карташевым.
         В эмиграции Зинаида Николаевна продолжает литературную деятельность. В 1922 году в Берлине появляется на свет сборник «Стихи», в 1925 году в Праге выходит книга ее воспоминаний «Живые лица» (в двух томах) с воспоминаниями о Блоке, Брюсове, Вырубовой, Розанове, Сологубе и других, в 1939 году в Париже выходит сборник ее стихов «Сияние».
         В сентябре 1928 году Мережковские приняли участие в 1-м съезде русских писателей-эмигрантов в Белграде. За вклад в сокровищницу русской литературы Король Александр наградил супругов орденов Св. Саввы 1-й степени.
         Вторая мировая война принесла Гиппиус не только бедность (их парижская квартира была описана за неплатеж), но и утрату близких. В конце 1941 года скончался ее муж, Дмитрий Мережковский, в 1942 году - сестра Анна. В последние годы она работает над большой поэмой "Последний круг" (опубликована в 1972), изредка сочиняет стихи, пишет мемуары и создает поистине литературный памятник своему мужу. "Дмитрий Мережковский", книга-биография, насыщенная богатейшим фактическим материалом вышла после ее смерти в 1951 году.
        Зинаида Гиппиус, скончалась 9 сентября 1945 года в Париже в возрасте 76 лет и похоронена на русском кладбище в Сент-Женевьев-де Буа под Парижем. *