Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Писатель находится в ситуации его эпохи: каждое слово имеет отзвук, каждое молчание – тоже.
Жан Поль Сартр
французский философ, романист, драматург, публицист и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1964 год

Юбилеи



     15 сентября исполняется 220 лет со дня рождения  американского писателя Джеймса Фенимора Купера (1789-1851)
Джеймс Фенимор Купер родился 15 сентября 1789 года в Берлингтоне (Нью-Джерси). Он был двенадцатым из тринадцати детей в семье. Его детство прошло в приграничном городке Куперстаун, основанном его отцом. Как и многие дети, Джеймс мечтал о далеких путешествиях и удивительных приключениях. Отец словно угадал его мечту. Он отдал Джеймса на торговое судно “Стирлинг”. В то время не было морских школ, и, чтобы стать моряком, нужно было начинать со службы юнги на корабле. Это решение отца подарило миру не только отважного морехода, но и основателя морского романа, что несравненно важнее.
Осенью 1806 года корабль «Стирлинг» отбыл из Нью-Йорка в Европу. Первое путешествие Купера было довольно долгим - 40 дней в Европу и 52 обратно. Работа на судне оказалась очень трудной, море во время перехода было бурным, но, несмотря на это, интерес Купера к новым путешествиям не ослабел. Через год он перешел с торгового судна в военный флот, где сначала служил матросом, а затем морским офицером. Перед Купером открылся бескрайний океан мир людей, бросивших вызов морской стихии.
Возможно, именно богатый жизненный опыт заставил однажды Купера взяться за перо. Ему было, что сказать окружающим, и самое главное - он знал, как это сказать. В 1820 году он сочинил для дочерей достаточно традиционный роман нравов «Предосторожность». Уже в этом первом произведении Купер предстал как моралист, это свойство он пронесет через все свое творчество. Открыв в себе дар рассказчика, он написал затем роман «Шпион» (1821).  Действие первого романа происходило в Англии, и  бросающееся в глаза плохое знание английской жизни вызвало недовольство критики. В  «Шпионе» Купер обращается к американской жизни времен борьбы за независимость. Герой романа коробейник Гарви Берч добровольно становится разведчиком американской армии, он связывается с английским генералом и, играя роль английского шпиона, помогает борцам за независимость. Кроме самого Джорджа Вашингтона, никто не знает о его роли двойного агента, он постоянно подвергается нападкам со стороны тех, кому помогает.
Этот роман получил международное признание, и Купер перебрался с семьей в Нью-Йорк. Там он достаточно быстро стал видной фигурой в литературе  и лидером писателей, ратовавших за национальное своеобразие американской литературы.
Три главные темы романов Фенимора Купера оказали огромное влияние не только на американскую, но и мировую литературу.
Прежде всего, это романы о  море. Профессиональный опыт и знание темы позволили Куперу сделать свои морские фантазии очень достоверными. Куперу, удалось поднять роман в жанре морских приключений на невиданную ранее высоту. Самые известные из его морских романов - «Лоцман»  и «Красный корсар».
       В то время довольно часто писатели показывали морскую службу как работу. В отличие от них у Фенимора Купера на первое место вышел романтический герой, для которого море — это способ вырваться на свободу.
       В то время литературным освоением океана занимались и другие писатели. В 1821 году вышел в свет роман Вальтера Скотта “Пират”, который имел значительный успех. Фабула романа навеяна историей, услышанной автором на Шетлендских островах, что расположены на крайнем севере Англии. Со времен “Робинзона Крузо” (1719) не было произведения, посвященного морским приключениям, которое бы вызвало такое же большое внимание. Парадоксально, но почти все действие этого романа, считающегося “морским”, происходит на суше. Вальтер Скотт погрузился в морскую стихию ровно настолько, насколько ему позволял его собственный жизненный опыт, а в море он бывал чрезвычайно редко и только в качестве пассажира.
Именно этот роман Вальтера Скотта, который обманул ожидания читателей, пообещав им морскую историю, побудил Купера, настоящего моряка, написать свой роман, в котором подробности морской жизни заняли бы гораздо большее место. Многие из друзей Купера считали, что такое произведение не будет интересно читателям, но писатель решил доказать обратное. Так возник замысел романа «Лоцман».
Сам писатель так характеризовал свои намерения: “Я ставил себе целью избежать технических описаний, чтобы создать поэтическое произведение. Хотя сам сюжет требовал следования мельчайшим деталям обстановки, чтобы повествование выглядело правдивым”. Первый морской роман Ф.Купера “Лоцман, или Морская история” вышел в свет в Нью‑Йорке в 1824 году.
Действие разворачивается у берегов Англии, воюющей за свои американские колонии. Основная сюжетная линия связана с описанием экспедиции американских кораблей к берегам Англии. Главным в этом произведении является не столько воспроизведение исторических событий, сколько описание морской стихии и приключений на море. Прототипом Лоцмана был отважный капитан американской армии Джон Пол Джонс. “Лоцман” был по достоинству встречен читателями  США.
Спустя четыре года на берегах Сены близ Парижа был написан второй морской роман Купера “Красный Корсар”, который вышел в свет в ноябре 1827 года в Париже и Лондоне, а в январе 1828 года – на родине писателя.
Образ Корсара двойствен. С одной стороны он отщепенец, окруживший себя головорезами. Но с другой стороны он мечтатель, который чувствует необходимость отстаивать национальную свободу. Он в одиночку ведет борьбу за независимость и счастлив только тогда, когда своей рукой сбрасывает в воду флаг Англии. В этой двойственности особая притягательность образа. Именно в романах Купера возник  тип благородного пирата, пирата-романтика.
Главная тема романов Купера - тема завоевания Нового света. Главный герой Купера – не завоеватель, а человек, уважающий законы коренных жителей Америки, пытающийся сохранить их традиции. Бессмертная серия романов о приключениях  Натти Бампо — «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840) и «Зверобой» (1841) открыла миру новый вид приключенческого романа, героями которого стали индейцы и бледнолицые.
Творчество Купера оказало заметное влияние на кинематограф. Интересно, что в послевоенные годы 20 века в мире утвердилось два вида вестернов. В американских фильмах главные роли отводились в основном ковбоям. Индейцы были лишь фоном. В фильмах, которые выпускались в СССР и ГДР, напротив, главными героями были благородные индейцы. Ковбой-супермен олицетворял победный образ Америки, благородный индеец был символом борьбы с угнетателями. Кстати, сам Гойко Митич, воплотивший благородные образы индейцев, не встречался с настоящими индейцами. Его блестящие актерские работы были основаны на книгах Купера.
В  этой серии романов Купера прослеживается трагедия Натти Бампо – он одинок. Это одиночество сродни донкихотовскому. Убеждения Зверобоя не позволяют ему превратится в обычного колонизатора, стать таким как все. Он остается верен себе, хотя понимает, что участь его друзей индейцев давно решена.  
Идеалист Купер не был бы самим собой, если бы оставил после себя лишь приключенческую литературу. Купер внимательно следил за общественной жизнью и пытался влиять на нее силой своего слова. Критика общественного устройства стала важной темой в творчестве писателя.
Из поздних произведений Купера наиболее значительна его трилогия в защиту земельной ренты: «Сатанстоу» (1845), «Землемер» (1845) и «Краснокожие» (1846). Но, пожалуй, самым заметным произведением из этой серии стал сатирический роман «Моникины».  
Моникины — это человекообразные обезьяны, которые обитают в двух фантастичес­ких странах — Высокопрыгии и Низкопрыгии, под которыми легко узнать Великобританию и США. С одинаковой язвительностью писатель изображает оба государства. В Высокопрыгии длиннохвостые аристократы чтят традиции, почтительно склоняются перед пустующим троном монарха, хотя понимают, что страной правит не король, а министры. В Низ­копрыгии короткохвостые патриоты обожествляют Великую и Священную Национальную Аллегорию (конституцию). Партийная борьба делит политиков на представителей двух мнений — горизон­тального и вертикального. Карьера политических деятелей зависит от того, насколько ловко они переходят из горизонтального в вертикальное положение и наоборот. Общественная и политическая жизнь обеих стран проникнута лицемерием, беспринципностью и корыстью. В романе прослеживается параллель со знаменитой сатирической книгой Джонатана Свифта «Путешестие Гулливера».
      Кроме этого сатирического романа Купер в последние годы жизни написал и издал пять томов путевых заметок (1836 - 1838), памфлет «Американский демократ» (1838). Кроме того, его перу принадлежит «История американского флота» (1839). Обнаруженное в этом сочинении стремление к абсолютной объективности в повествовании, не удовлетворило ни его соотечественников, ни англичан; полемика, возникшая вокруг этого произведения, отравила последние годы жизни Купера. Умер Фенимор Купер 14 сентября 1851 года.
       В России романы Купера стали популярны еще 1840-х годах XIX века. Большой успех имел роман «Следопыт», печатавшийся в «Отечественных записках». В. Г. Белинский заметил, что это  «шекспировская драма в форме романа».