Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Стихи рождаются от отчаяния перед бессилием слова, чтобы в конце концов склониться перед всесильем безмолвия
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи



21 июля исполняется 120 лет со дня рождения американского писателя Эрнеста Миллера Хемингуэя (1899-1961)
    Эрнест Миллер Хемингуэй родился в Оук-Парке (штат Иллинойс) в семье врача. Вырос и учился будущий писатель в местных школах Оук-Парка, но обычно его имя ассоциируется с северным Мичиганом, где он проводил в детстве летние месяцы и где разворачивается действие нескольких наиболее известных его рассказов.
       Окончив школу, Хемингуэй навсегда покинул дом и стал репортером в канзасской газете "Стар". Неоднократно пытался поступить на военную службу, но из-за полученного в отрочестве повреждения глаза его всякий раз признавали негодным.  Не смотря на это, Хемингуэй все же попал на Первую мировую войну водителем санитарной машины Красного Креста. В июле 1918 года он получил тяжелое ранение под Фоссальта-ди-Пьяве в Италии и впоследствии был награжден итальянской медалью. После увольнения уехал долечиваться в Мичиган, но вскоре снова отправился в Европу иностранным корреспондентом газеты "Торонто стар". Хемингуэй поселился в Париже и там, ободряемый Г. Стайн, Э. Паундом и другими, решил стать писателем. Воспоминаниям об этом периоде посвящена его посмертно опубликованная книга "Праздник, который всегда с тобой" (1964). Она содержит как автобиографические заметки, так и портреты литераторов-современников.
      В нескольких ранних рассказах Хемингуэя из его первого значительного сборника "В наше время" (1925) косвенно отразились воспоминания детства. Рассказы привлекли внимание критики объективной, сдержанной манерой письма. В следующем году увидел свет первый роман Хемингуэя "И восходит солнце"  - великолепно скомпонованный портрет "потерянного поколения". Столь же удачным и столь же пессимистичным был следующий роман "Прощай, оружие" (1929).
    За первыми триумфами последовало несколько менее заметных произведений - "Смерть после полудня" (1932) и "Зеленые холмы Африки" (1935). Последний роман представляет собой обстоятельный рассказ об охоте на крупных животных в Африке. "Смерть после полудня" посвящена бою быков в Испании, в котором автор видит скорее трагический ритуал, нежели спорт.
     В романе "Иметь и не иметь" (1937), действие которого происходит во время экономической депрессии, Хемингуэй впервые повел речь об общественных проблемах и о возможности согласованных, коллективных действий. Этот новый интерес привел его снова в Испанию, раздираемую гражданской войной. Результатом длительного пребывания Хемингуэя в стране стала его единственная большая пьеса "Пятая колонна" (1938), действие которой происходит в осажденном Мадриде, и самый длинный роман, первое после 1929 года масштабное и значительное произведение "По ком звонит колокол" (1940). В этой книге, повествующей о трех последних днях американского добровольца, отдавшего жизнь за республику, проводится мысль о том, что потеря свободы в одном месте наносит ей урон повсюду. Вслед за этим успехом в творчестве Хемингуэя наступила десятилетняя пауза, объяснявшаяся, среди прочего, его нелитературными занятиями.
     Его новый роман "За рекой, в тени деревьев" (1950) - о пожилом американском полковнике в Венеции - был встречен холодно. Зато следующая книга - повесть "Старик и море" (1952) почти единодушно была признана шедевром и послужила поводом для присуждения автору Нобелевской премии в области литературы 1954 года. Три сборника рассказов Хемингуэя - "В наше время", "Мужчины без женщин" (1927) и "Победитель не получает ничего" (1933) закрепили за ним репутацию выдающегося рассказчика и породили многочисленных подражателей.
     В произведениях Xемингуэя претворились национальная (Марк Твен, Ш. Андерсон, Г. Стайн), западно-европейская (Стендаль, Г. Флобер, Г. Мопассан) и русская (И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов) литературные традиции. Xемингуэй создал один из характернейших стилей XX века, которому присущи внешняя простота, строгая объективность, сдержанный лиризм и содержательный подтекст. Большое влияние на современную прозу оказали хемингуэевские интонации и диалог. Центральные персонажи романов и рассказов Хемингуэя очень похожи и получили собирательное имя "хемингуэевский герой". 
     В творчестве Хемингуэя можно наблюдать несколько ведущих тем и мотивов: война, смерть, насилие. Можно назвать еще одну тему , присутствующую во всех романах писателя и во многих новеллах – тему любви. Он показывал разные ее грани и ипостаси: любовь нежную, преданную; любовь эгоистическую, разрушительную, даже извращенную. Он создал ряд запоминающихся женских образов, врезавшихся в память читателей: Бреет Эшли («И восходит солнце»), Кэтрин Баркли («Прощай, оружие!»), Мария («По ком звонит колокол»). Речь идет, конечно, не о романтическом «довеске» к сюжету, а о выражении глубинных особенностей мировосприятия писателя. Любовь – вызов жестокости войны, ее бесчеловечию.
     Хемингуэй писал о любви с достаточной откровенностью и одновременно тактом. Как точно заметил один из критиков, оценивая роман «По ком звонит колокол», «многие писатели способны написать о сексе, но ни один не может так, как Хемингуэй, написать о любви».
     Любовная тема была органична для Хемингуэя. В ней отразился его жизненный опыт: четыре его брака, романы, встречи с разными женщинами на разных этапах жизни; увлечения и разочарования.
     Он был красив, особенно в молодости, мужествен. Обладал несомненным «магнетизмом». Женщины были к нему неравнодушны. При этом, его романы, если не считать случайных связей, были серьезны, сопровождались перепиской, глубокими переживаниями, и, как правило, получали отзвук в его книгах.
     Хемингуэй любил повторять, что ему лучше всего пишется, когда он влюблен. В другом месте он говорит, давая важный ключ к пониманию природы своего творчества: «За каждой моей книгой стоит женщина».
     Последние годы жизни Эрнест Хемингуэй тяжело болел и плохо видел, очень много времени проводил в клиниках. При этом ему не давали покоя ощущение неспособности продолжать активную писательскую жизнь и творческий кризис. 2 июля 1961 года в своем доме в Кетчуме, после возращения из больницы, Хемингуэй застрелился из любимого ружья, не оставив предсмертной записки. *
*Печается по материалам: