Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
И через дорогу за тын перейти
Нельзя, не топча мирозданья
Борис Пастернак
русский поэт, прозаик и переводчик, Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1958 год

Юбилеи



23 апреля исполняется 445 лет со дня рождения английского драматурга, поэта  Уильяма Шекспира (1564 – 1616)
   Уильям Шекспир (Shakespeare) родился в семье торговца и почтенного горожанина Джона Шекспира. Предки Шекспира в течение нескольких веков занимались хлебопашеством в окрестностях Стратфорда. 1568-69 годы - годы наибольшего процветания семьи, за которыми последовало медленное разорение. Около 1580 года Уильяму пришлось бросить школу и начать работать. Предполагают, что, оставив школу, Шекспир какое-то время в качестве подмастерья помогал отцу. В ноябре 1582 года он женился на Энн. Многие исследователи Шекспира считают, что женитьба была вынужденной. В мае следующего года родилась дочь Сьюзен. В феврале 1585 года на свет появилась двойня - сын Гамнет и дочь Джудит.
    Во второй половине 1580-х годов Шекспир уезжает из Стратфорда. Наступают так называемые "утраченные" или "темные годы", о которых мало что известно.

На рубеже 1590-х годов Шекспир приезжает в Лондон. В эти годы была создана его первая пьеса - хроника "Генрих VI".
     Сделавшись достаточно заметной фигурой, Шекспир сразу же удостоился выпада со стороны одного из царивших тогда на сцене драматургов группы "университетские умы" Роберта Грина, назвавшего его "потрясателем сцены" (каламбурная игра на фамилии Шекспира: Shake-speare, то есть "потрясатель копья") и вороной, которая "рядится в наши перья" (переиначенная цитата из "Генриха VI). Таким был первый сохранившийся отзыв.

    В 1592-94 годах лондонские театры закрываются из-за эпидемии чумы. В это  время Шекспир создает несколько пьес: хронику "Ричард III", "Комедию ошибок" и "Укрощение строптивой", свою первую трагедию (еще выдержанную в бытовавшем стиле "кровавой трагедии") "Тит Андроник", а также выпускает в свет впервые под своим именем поэмы "Венера и Адонис" и "Лукреция". В 1594 году после открытия театров Шекспир присоединяется к новому составу труппы лорда-камергера, называвшейся так по должности ее покровителя Хансдона.
     В 1590-х годах (период, который принято считать первым в шекспировском творчестве) Шекспир создает все свои основные хроники а также большинство комедий. В 1595-96 годах написана трагедия "Ромео и Джульетта", вслед за ней - "Венецианский купец" - первая комедия, которую впоследствии назовут "серьезной".

Осенью 1599 года открывается театр "Глобус". Над входом в театр Шекспир располагает слова, впоследствии ставшие крылатыми.: "Весь мир - театр" ("Totus mundis agit histrionem"). Шекспир является одним из  совладельцев театра, актером и драматургом.
    В год открытия "Глобуса" он пишет римскую трагедию "Юлий Цезарь" и комедию "Как вам это понравится", которые разработкой характеров открывают путь к созданному годом позже "Гамлету". С его появлением начинается период "великих трагедий" (1601-1606). К ним принадлежат "Отелло" (1604), "Король Лир" (1605), "Макбет" (1606). Шекспир также создает трагикомедии "Троил и Крессида" (1601-1602), "Все хорошо, что хорошо кончается" (1603-1603), "Мера замеру»(1604).

28 марта 1603 года умирает королева Елизавета. Английский трон переходит к Якову I, сыну казненной Марии Стюарт, наследовавшему корону Шотландии. Новый король подписывает патент, по которому принимает под свое высочайшее покровительство труппу актеров лорда-камергера. Отныне они будут именоваться "слугами его величества короля". После 1606 года начинается последний период шекспировского творчества, завершившийся в 1613 году его отъездом в родной Стратфорд. В это время создаются трагедии на античные сюжеты "Антоний и Клеопатра", "Кориолан", "Тимон Афинский". За ними последовали поздние трагикомедии, в числе которых "Зимняя сказка" и "Буря".

Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь.    Принято считать, что Шекспир умер в тот же день, что и родился - 23 апреля.
    При жизни Шекспира его произведения не были систематизированы. Отдельно печатались поэмы, сборник сонетов. Пьесы первоначально появлялись в так называемых "пиратских изданиях" с испорченным текстом, за которыми в виде опровержения следовало, как правило, издание, подготовленное автором. По формату эти издания носят название кварто (quarto). После смерти Шекспира усилиями его друзей-актеров Хеминга и Конделла было подготовлено первое полное издание его сочинений, включающее 36 пьес, так называемое Первое Фолио (The First Folio).
     Восемнадцать из помещенных в него пьес ранее вообще не печатались.

В марте 1616 года, не задолго до смерти, Шекспир составляет и подписывает завещание, которое впоследствии вызовет так много толков по поводу его личности и  авторства и станет поводом к тому, что назовут "шекспировским вопросом". Был ли Уильям Шекспир из Стратфорда автором всех тех произведений, которые мы знаем под его именем?
Вот уже сто лет находится немало сторонников отрицательного ответа: не был, не мог быть, поскольку был необразован, не путешествовал, не учился в университете. Стратфордианцами (сторонники традиционной версии) и антистратфордианцами было приведено множество остроумных доводов. Было предложено более двух десятков кандидатов в "Шекспиры". Среди наиболее популярных претендентов философ Фрэнсис Бэкон и предшественник Шекспира в деле преобразования драматического искусства, величайший из "университетских умов" Кристофер Марло. Однако в основном искали среди лиц титулованных: назывались графы Дерби, Оксфорд, Рэтленд - права последнего были поддержаны и в России. Полагали, что только присущее им образование, положение в обществе и при дворе, возможность путешествовать, открывали широкий обзор жизни, который есть в пьесах. У них могли быть причины скрывать свое настоящее имя, на которое якобы пятном позора по тогдашним представлениям легло бы ремесло драматурга.

Однако в пользу Шекспира свидетельствует главный аргумент: его имя при жизни появилось на десятках изданий отдельных пьес, поэм, на сборнике сонетов. О Шекспире говорили как об авторе этих произведений. Сразу после смерти Шекспира двое его друзей-актеров издали его произведения, а четыре поэта, включая величайшего из современников Шекспира его друга Бена Джонсона, восславили его. Никто из современников и потомков, вплоть до конца XVIII века не усомнился в шекспировском авторстве. Можно ли предположить, что тайна, в которую должны были быть посвящены десятки людей, хранилась столь ревностно?

Шекспировская тайна, безусловно, существует, но это не биографическая загадка, а тайна гения, которому сопутствует то, что поэт-романтик Джон Китс назовет "негативной способностью" Шекспира, его поэтическим зрением - видеть все и ничем не обнаружить своего присутствия. Уникальная шекспировская тайна, которая принадлежит личности и времени, когда личное впервые прорезывает безличность бытия, а великий драматург, на века вперед создавший портретную галерею новой эпохи, скрывает лишь одно лицо - свое собственное.

Шекспир завершает процесс создания национальной культуры и английского языка; его творчество подводит трагический итог всей эпохе европейского Возрождения. В восприятии последующих поколений складывается образ Шекспира как всеобъемлющего гения, который у истоков Нового времени создал галерею его человеческих типов и жизненных ситуаций. Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них было многократно экранизировано для кино- и телеэкрана.*