Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Стихи нельзя объяснить – только понять
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи



3 марта исполняется 110 лет со дня рождения писателя, драматурга
Юрий Карлович Олеши (1899 – 1960).
    Юрий Карлович Олеша родился 19 февраля (3 марта) 1899 года в Елисаветграде в обедневшей польской дворянской семье.  Родным языком в семье был польский. В 1902 году семья переехала в Одессу. В воспоминаниях Олеша писал: «В Одессе я научился считать себя близким к Западу. В детстве я жил как бы в Европе». Насыщенная культурная жизнь города способствовала воспитанию будущего писателя. Здесь Юрий поступил в гимназию; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник».
    Закончив гимназию в 1917 году, Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».
    В 1921 году переехал из голодной Одессы в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах.
    В 1922 году родители Олеши смогли эмигрировать в Польшу.
    В 1922 году Олеша переехал в Москву. Писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров).
    В 1924 году Олеша написал свое первое большое прозаическое произведение — роман-сказку "Три толстяка" (опубликован в 1928), посвятив его своей жене, Ольге Густавовне Суок. Жанр сказки, мир которой очень гиперболизирован, соответствовал потребности Олеши писать метафорическую прозу (в кругу литераторов его называли «королем метафор»). Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики («призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут»). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку "Трех толстяков", которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет (муз. В.Оранского) и художественный фильм (реж. А.Баталов).
     В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть». Публикация вызвала полемику в печати. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком», в противоположность целеустремленному и успешному колбаснику Андрею Бабичеву.
     Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловеческим законам, сделали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе «Зависть» Олеша создал метафору советского строя – образ колбасы как символ благополучия. В 1929 году автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств».
     Э. Казакевич, большой друг Олеши, писал: "Олеша - один из тех писателей, которые не написали ни единого слова фальши. У него оказалось достаточно силы характера, чтобы не писать то, чего он не хотел".
       В 1931 вышел сборник "Вишневая косточка", объединивший рассказы Олеши разных лет. В это же время на сцене Театра им. Вс.Мейерхольда состоялась премьера пьесы "Список благодеяний», однако спектакль вскоре был запрещен. "Список благодеяний" фактически был списком преступлений советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности – к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество. В дневнике Олеша записал: «Все опровергнуто, и все стало несерьезно после того, как ценой нашей молодости, жизни – установлена единственная истина: революция».
В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М.Левитин поставил в 1986 году в московском театре «Эрмитаж» спектакль "Нищий, или Смерть Занда"
    В 1934 году была опубликована киноповесть "Строгий юноша". В дальнейшем Олеша не писал цельных художественных произведений, печатался только как автор статей, рецензий, заметок, очерковых зарисовок, иногда - рассказов. Он написал воспоминания о В.Маяковском, А.Толстом, И.Ильфе, этюды о русских и зарубежных писателях, чье творчество особенно ценил: Стендале, Чехове, Марке Твене. Для театра им. Евг. Вахтангова Олеша инсценировал роман "Идиот".
    В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. В 1930-х многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, сам он чудом избежал ареста. Главные произведения Олеши с 1936 года не печатались и не упоминались официально. В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна — не против страны, а против банды, установившей другую, подлую, антихудожественную эстетику». Запрет был снят только в 1956 году, когда была издана книга «Избранные сочинения», переизданы «Три толстяка».
    Повествовательная манера Юрия Олеши отличается причудливым сочетанием красок, неожиданностью ассоциативных сближений. Произведения Олеши переведены на многие иностранные языки. По сценариям Олеши были поставлены фильмы "Болотные солдаты" и "Ошибка инженера Кочина".
    Главным делом в последний период жизни считал работу, которую вел изо дня в день, придумав условное название «Ни дня без строчки. Из записных книжек» (опубликована в 1961 году, после смерти писателя; дополненное издание «Книга прощания» была опубликована в 1999 году).
Писатель с горечью называл себя в послевоенные годы «князем «Националя», имея в виду свой образ жизни. «Невроз эпохи», который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом алкоголизме. Его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу в ресторане со стаканом спиртного. Денег у него не было, удачливые советские писатели почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант и невозможность реализации его.
     Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Ему ответили, что его хоронили бы по самой высшей, самой дорогой, категории - не за заслуги перед коммунистической партией, а за истинный талант писателя. Тогда Олеша спросил: «Нельзя ли похоронить меня по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас?»
     Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года. В искренней и живописной прозе Юрия Олеши можно увидеть эпоху его времени в освещении оригинального, яркого, щедрого дара.*