Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Поэзия – это что-то никогда ранее не слышанное, никогда ранее не произнесенное, это язык и его отрицание, то, что идет «за пределы»
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи



8 февраля исполняется 205 лет со дня рождения английского писателя, теоретика искусства Джона Рескина (1819 – 1900)
    Джон Рескин родился 8 февраля 1819 года в Лондоне в семье совладельца фирмы по импорту хереса. Семья много путешествовала по Франции, Бельгии, Германии и особенно Швейцарии. Джон Рескин учился рисунку у английских художников Копли Филдинга и Хардинга и стал искусным рисовальщиком. Он изображал в основном архитектурные объекты, особенно восхищаясь готической архитектурой.
    В 1836 году Рескин поступил в Крайст-Чёрч-колледж  Оксфордского университета, где изучал геологию. В 21 год отец выделил ему щедрое содержание, и они оба стали собирать картины Дж.Тернера (1775–1851). Считается, что Рескин «открыл» для современников Уильяма Тёрнера, живописца и графика, мастера пейзажной живописи, который признавал лишь фотографически точное изображение природы.
    В 1839 году Рескину была присуждена Ньюдигейтская премия за лучшую поэму на английском языке, однако весной 1840 его дальнейшее обучение в Оксфорде было прервано из-за болезни; у него началось кровотечение, в чем доктора усмотрели симптомы туберкулеза.
     В 1841 году Рескин начал дополнять написанное им в семнадцать лет сочинение в защиту живописи Тернера. Итогом стал пятитомный труд «Современные художники»Modern Painters»), первый том которого вышел в 1843 году.
    Весной 1845 года писатель предпринял путешествие через Швейцарию в Лукку, Пизу, Флоренцию и Венецию, впервые отправившись в путь без родителей, в сопровождении лакея и гида из Шамони. Свое восхищение от путешествия он выразил во втором томе «Современных художников» (1846).
    Изучив готическую архитектуру, Рескин в 1849 году опубликовал сочинение «Семь светильников архитектуры»The Seven Lamps of Architecture»). Характерный для Рескина нравственный ригоризм отвечал духу викторианской Англии, его идеи об «архитектурной честности» и происхождении орнаментальности из природных форм оставалисьактуальными многие века.
    Затем Рескин обратился к изучению венецианской архитектуры. Вместе с женой он провел две зимы в Венеции, собирая материал для книги «Камни Венеции»Stones of Venice»), в которой намеревался дать более конкретное обоснование изложенных в «Семи светильниках» идей, прежде всего их морального и политического аспектов. Книга появилась в разгар бушевавшей в Лондоне «Битвы стилей». Эта работа стала частью программы сторонников готического возрождения, возглавляемых У.Моррисом.
    Вернувшись в Англию, Рескин выступил в защиту прерафаэлитов, чья выставка в Академии в 1851 году была воспринята враждебно. Рескин подружился с Д.Э.Миллесом, самым молодым и одним из самых талантливых художников-прерафаэлитов. Вскоре Миллес и жена Рескина Эффи полюбили друг в друга, и в июле 1854 года, добившись расторжения брака с Рескином, Эффи вышла замуж за Миллеса.
    Некоторое время Рескин преподавал рисование в Рабочем колледже в Лондоне, подпал под влияние Т.Карлейля. Уступая настояниям отца, Рескин продолжал работать над третьим и четвертым томами «Современных художников». В 1857 он прочел в Манчестере курс лекций «Политическая экономия искусства», позднее опубликованных под названием «Радость навеки» (A Joy for Ever).
    Из сферы искусствоведения его интересы в значительной мере переместились в область социального преобразования. Дальнейшее развитие эта тема получила в книге «Последнему, что и первому» (Unto This Last, 1860), знаменующей зрелость политико-экономических воззрений Рескина. Он ратовал за реформы в образовании, особенно в сфере ремесел, за всеобщую занятость и помощь старикам и инвалидам. В книге выразился духовный кризис Рескина. Начиная с 1860 года, он постоянно страдал от нервной депрессии. Считается что началом болезни стала пережитая Рескиным страстная влюбленность в девочку, а затем крайне набожную девушку-протестантку Розу Ла Туш (1848—1875). Он был отвергнут ею и ее родителями, а через три года Роза от неизвестных причин умерла.
История этой любви не раз упоминается в «Лолите» Набокова, о ней снят фильм «Страсть Джона Рёскина»
   В 1869 году его избрали первым почетным профессором искусств Оксфордского университета. В Оксфорде он много работал, подготовил для студентов коллекцию произведений искусства в оригиналах и репродукциях. Рескин настаивал на необходимости изучения  геологии и биологии будущими пейзажистами, а также на введении практики научного рисования: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий».  В 1871 году Рескин начал выпускать ежемесячное издание «Fors Clavigera», адресованное рабочим и труженикам Великобритании. В нем он говорил об учреждении Компании св. Георгия, в задачи которой входило создать на неплодородных землях мастерские, где применялся бы только ручной труд, открыть рабочим красоту ремесленного производства и постепенно свести на нет губительные последствия промышленной революции 18–19 вв.
    К концу 1873 года душевное состояние Рескина стало сказываться на его лекциях. В 1878 его подкосила тяжелая и продолжительная душевная болезнь. Однако память ему не изменила, и последняя его книга, автобиография «Прошлое»Praeterita», 1885–1889), стала, пожалуй, самым интересным его произведением.
    Всего Рёскиным написано пятьдесят книг, семьсот статей и лекций.
Умер Рескин в Брантвуде (Северный Ланкашир) 20 января 1900. *
* По материалам сайта