Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Поэзия – это что-то никогда ранее не слышанное, никогда ранее не произнесенное, это язык и его отрицание, то, что идет «за пределы»
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи



27 января исполняется 145 лет со дня рождения прозаика, журналиста, фольклориста Павла Петровича Бажова (1879 – 1950).
     Павел Петрович Бажов родился в семье горнозаводского мастера, потомственного уральского рабочего в рабочем поселке Сысертского завода близ Екатеринбурга. Окончил Екатеринбургское духовное училище, затем Пермскую духовную семинарию, учительствовал. С юных лет записывал уральский фольклор. Старые рабочие, "бывальцы", являлись хранителями народных горняцких легенд и поверий. Они были не только своего рода "народными поэтами", но и своеобразными "историками". Сама уральская земля рождала легенды и сказки. Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи.
     Бажов принимал активное участие в революции и Гражданской войне. Участвовал в боевых действиях, вел активную журналистскую работу (редактор дивизионной газеты «Окопная правда»). Во время боев за Пермь попал в плен, откуда бежал через тайгу. Под именем страхового агента принимал активное участие в подпольной революционной работе. 
     В 1924 году выходит его первая книга - "Уральские были", в которой писатель дает зарисовки, воспоминания о дореволюционном быте Сысертских завода. "Уральские были" открывают цикл историко-публицистических очерков Бажова.
     Главная книга Бажова, принесшая ему всемирную известность – сб.сказов «Малахитовая шкатулка2 (1939) – вышла, когда писателю уже исполнилось 60 лет. В первом издании сборника было 14 произведений. В дальнейшем Бажов дополнял книгу новыми сказами, особенно активно в годы Великой Отечественной войны: "Ключ-камень" (1942г), "Сказы о немцах" (1943г), цикл сказов о сталеварах (1944-1945гг), "Сказы о Ленине" (1944-1945гг). Книги его поэтически воспевают труд, превращающийся в творчество. Особенно заметно это в следующих сказах: "Веселухин ложок" (1943), "Иванко-Крылатко" (1943), "Каменный цветок" (1938), "Горный мастер" (1939), "Хрупкая веточка" (1940), "Железковы покрышки" (1942), "Приказчиковы подошвы" (1936), "Про Великого Полоза" (1936), "Огневушка-Поскакушка" (1940), "Жабьев ходок" (1942), "Синюшкин колодец" (1939), "Голубая змейка" (1945), "Дорогое имечко" (1936), "Сочневы камешки" (1937), "Рудяной перевал" (1947), "Широкое плечо" (1948), "Васина гора" (1946), "Златоцветень горы" (1949), "Живой огонек" (1950), "Коренная тайность" (1945), "Солнечный камень" (1942), "Богатырева рукавица" (1944), "Орлиное перо" (1945), "Старых гор подаренье" (1946).
      «Малахитовая шкатулка» сразу вызвала шквал восторженных откликов. Критика почти единодушно отмечала, что еще никогда, ни в стихах, ни в прозе не доводилось так воспеть труд горнорабочего, камнереза, литейщика, так глубоко раскрыть сущность профессионального мастерства. Вскоре выявилось две тенденции в оценке «Малахитовой шкатулки» - одни считали ее чудесным документом фольклора, другие – великолепным литературным произведением. Исследователи творчества Бажова, Л.Скорино, М.Батин, убедительно доказали, что «Малахитовая шкатулка», написанная на основе уральского фольклора, является, тем не менее, самостоятельным литературным произведением. Сохраняя народные сюжеты, Бажов облекал их в новую плоть, окрашивал своей индивидуальностью.
      В первом издании «Малахитовая шкатулка» содержит 14 рассказов, в последних – около 40. Выделяются циклы сказов о мастерах – подлинных художниках в своем деле, о труде, о труде как об искусстве. («Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрустальная веточка»), сказы об искателях, «сатирические», несущие в себе обличительные тенденции («Приказчиковы подошвы», «Сочневы камешки»).
     По мотивам сказов Бажова создан кинофильм «Каменный цветок» (1946), опера К.Молчанова «Сказ о каменном цветке» (1950), балет С.Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (1954), симфоническая поэма А.Муравьева «Азов-гора» (1949) и др. Художники, представляющие самые различные манеры и направления, предлагают свою трактовку замечательных бажовских образов.*
*Печатается по материалам: