Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Похоже, что у поэтов всегда будет много работы
Вислава Шимборска
польская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1996 год

Юбилеи



24 декабря исполняется 210 лет со дня рождения польского поэта Адама Мицкевича (1798 – 1855)
“Адам Мицкевич – Пушкин польской литературы. Он первый сумел подойти к народному творчеству и из этого родника почерпнуть основные мотивы своей поэзии. До него книжная польская литература была оторвана от народа. Только в его стихах впервые услышал народ отголосок своих волнений и дум”.
В. Ходасевич
          Мицкевич  Адам, польский поэт, деятель национально-освободительного движения, основоположник польского романтизма,  родился 24 декабря 1798 года на хуторе Заосье близ Новогрудка, небольшого городка в Белоруссии, который в течение многих столетий был под властью Литвы. Поляки, жившие в этих краях, никогда не забывали о своих литовских связях, поэтому в творчестве Мицкевича Литва нередко выступает как обозначение его родины наравне с Польшей.
          Мать поэта, урожденная Барбара Маевская, была дочерью мелкого служащего. Отец Адама, Миколай Мицкевич, работал в Новогрудке адвокатом. В 1794 он участвовал в восстании Тадеуша Костюшко, направленном против разделения польских земель между Россией, Пруссией и Австрией. Стремясь вернуть единство Речи Посполитой, польское шляхетство возлагало свои надежды на приход Наполеона. Миколай Мицкевич был одним из тех, кто участвовал в патриотической агитации. Свое чувство национальной гордости и любви к родине отец стремился передать сыновьям, Адаму и Франтишку
   В 1815 Мицкевич поступил в университет в Вильно на физико-математический факультет, но вскоре понял, что его больше привлекает изучение филологии, литературы, истории. Уже через год он переходит на историко-филологический факультет.   Вильнский университет был крупным культурным центром и славился своим либеральным духом, который не замедлил отразиться и на Мицкевиче. В 1817 году он с товарищами организовал тайное студенческое “Общество филоматов”, что означает “любящие науку”. Одними из главных положений устава филоматов были любовь к родному языку, национальное достоинство и сочувствие к обездоленным.
Раннее творчество Мицкевича также составляют стихи-послания к друзьям-филоматам, наполненные жизнелюбием и задором. Первое его печатное стихотворение — “Городская зима” — было опубликовано в 1818 года.
    Во время летних каникул 1818 года Мицкевич познакомился с Марылей Верещак, девушкой, чей образ он сохранит в душе на протяжение всей своей жизни и которая станет вдохновительницей многих его будущих произведений. Несмотря на взаимную любовь, возникшую между молодыми людьми, они не могли быть вместе: родители Марыли были людьми состоятельными, и судьба девушки была предопределена еще до встречи с поэтом. Она была помолвлена с графом Путкамером, за которого вскоре и вышла замуж. Известие о свадьбе Марыли стало тяжелым ударом для Мицкевича.
    После окончания университета Мицкевич был по распределению направлен в маленький провинциальный городок Ковно (ныне Каунас), где начал работать учителем. Это была своего рода “ссылка”, университетские власти стремились лишить поэта возможности принимать участие в работе тайных организаций.
Поэт увлекается поэзией сентиментализма, предромантизма и, в особенности, романтизма; читает Гете, Саути, Мура, Байрона, произведения Шеллинга, Стерна, Вальтера Скотта и немецких романтиков. Его привлекает свободный дух байроновских поэм и стихотворений, ему нравится то, что представители нового литературного течения обращаются к национальным традициям, прошлому своего народа. Романтическая эстетика и философия были во многом близки поэту и вскоре нашли отражение в цикле “Баллады и романсы”. Этот цикл составил основное содержание первого тома сочинений Мицкевича, вышедшего в Вильно в 1822 году. В предисловии к нему, названном “О романтической поэзии”, он изложил свое видение нового искусства.
   Через год выходит второй том сочинений поэта, включающий в себя две поэмы: “Гражину”, посвященную борьбе Литвы с Тевтонским орденом, и “Дзяды”. Вторая поэма имеет довольно интересную историю. Дело в том, что в издании 1823 вышли лишь 2-ая и 4-ая ее части. Произошло это по многим причинам, начиная от недовольства автора оставшимися частями до жесткой необходимости в срок выпустить книгу, что предусматривалось контрактом с издателем. Фрагменты 1-ой части были найдены лишь после смерти Мицкевича. 3-я часть выходит значительно позже как самостоятельное произведение.
    “Дзядами” назывался народный обряд поминовения умерших. Обращение к народным верованиям было необходимо для поэта, чтобы связать с духом фольклора свою романтическую концепцию человека: крестьяне, участвующие в обряде, утверждают, что тот не удостоится посмертного блаженства, кто “горя не познал на свете”, кто “человеком в этой жизни не был”. Поэтическое описание “дзядов” составляет 2-ую часть поэмы, 4-ая часть является исповедью мук героя, разлученного с возлюбленной.
    В 1823 в связи со следствием по делу филоматской организации Мицкевич вместе с товарищами оказывается в превращенном в тюрьму базилианском монастыре в Вильно. По счастливому стечению обстоятельств и благодаря поддержке друзей ему удается отделаться сравнительно легким наказанием — высылкой во внутренние губернии Российской империи. В день знаменитого наводнения 25 октября 1824 года Мицкевич прибывает в Петербург. В начале 1825 он получает назначение в Одессу, откуда в сентябре совершает поездку в Крым. В конце этого года он переезжает в Москву и в1828 снова возвращается в Петербург.

     Период пребывания Мицкевича в России оставил свой след не только в судьбе и творчестве самого поэта, но и в русской литературной жизни. Здесь к Мицкевичу приходят подлинная слава и признание. Он пишет жизнерадостный цикл “одесских лирических стихотворений”. Результатом пребывания в Крыму стали знаменитые “Крымские сонеты”, столь близкие по своему духу русской литературе того времени, для которой Крым и Кавказ стали настоящим романтическим символом.
     В 1828 году в Петербурге была издана поэма “Конрад Валленрод”, продолжающая тему борьбы Литвы с крестоносцами. Год спустя Мицкевич издает собрание своих сочинений, включившее новые произведения.

Важнейшим для Мицкевича в России было его знакомство с Пушкиным. Впервые поэты встретились осенью 1826 года. Их взаимоотношения были проникнуты взаимным уважением. Мицкевич неоднократно давал высокую оценку творчеству своего русского Пушкина (статья “Пушкин и литературное движение в России” 1837, парижские лекции). Пушкиным были переведены баллады Мицкевича “Три Будраса” (“Будрас и его сыновья”) и “Дозор” (“Воевода”), а также вступление к “Конраду Валленроду”. Мицкевич перевел пушкинский сонет “Воспоминание”.
  Творчество Мицкевича оставило свой след в русской литературе и музыке. К нему впоследствии обращались Лермонтов, Майков, Бунин, Алябьев, Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков.
   В мае 1829 Мицкевичу удается выехать в Европу. Здесь его застает известие о начавшемся в Польше восстании. Мицкевич тяжело переживал поражение восстания, после разгрома которого он переезжает в Дрезден. Здесь он пишет свой отклик на национальную трагедию, 3-ю часть лирико-драматической поэмы “Дзяды”. В 1832 года он издает “Отрывок”, приложение к “Дзядам”, цикл лирических стихотворений-заметок о России в форме путевого дневника.
     К 1832-1834 годам относится работа Мицкевича над бессмертной поэмой “Пан Тадеуш”, своеобразной энциклопедией польской жизни, рассказывающей о взаимоотношениях двух шляхетских родов, а также обращающейся к “наполеоновской легенде”. “Паном Тадеушем” практически заканчивается творческий путь Мицкевича как художника слова. В 1834 году он женится на Целине Шимановской, дочери знаменитой пианистки, и погружается в круговорот тяжелых забот о семействе и заработке. Мицкевич (с помощью Жорж Санд, с которой он познакомился через Шопена) безуспешно пытается поставить несколько пьес, его замыслы исторических сочинений остаются не воплощенными в жизнь. В 1839-1840 годах он преподает античную литературу в Лозанне, а в 1840-1841 годах читает знаменитый курс лекций по славянским литературам в парижском Коллеж де Франс.

    До самой смерти поэт не оставлял общественно-политической деятельности. В 1848 году он создает польский легион, сражавшийся за свободу Италии, год спустя, принимает участие в издании демократической газеты “Трибуна народов” в Париже. А последней в его жизни поездкой стала политическая миссия в Константинополь в связи с Крымской войной. В Турции Мицкевич заболевает холерой и 26 ноября 1855 года умирает. Его прах торжественно переносят в Краков и хоронят на Вавеле.*