Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Поэзия – это что-то никогда ранее не слышанное, никогда ранее не произнесенное, это язык и его отрицание, то, что идет «за пределы»
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи



7 ноября исполняется 110 лет со дня рождения французского писателя Альбера Камю (1913-1960)
 Альбер Камю родился в 1913 году в небольшом городе Мондови во французском Алжире в семье сельскохозяйственных рабочих. Отец, Льюсен Камю, эльзасец по происхождению, погиб на Марне во время Первой мировой войны, когда Альберу было меньше года. Вскоре после этого у его матери, урожденной Катрин Синтес, малограмотной женщины испанского происхождения, случился удар, в результате которого она сделалась полунемой. Семья Камю переехала в Алжир, к бабушке и дяде-инвалиду, и, чтобы прокормить семью, Катрин вынуждена была пойти работать служанкой. Несмотря на необычайно тяжелое детство, Альбер не замкнулся в себе; он восхищался удивительной красотой североафриканского побережья, которая никак не вязалась с полной лишений жизнью мальчика.
  Большое влияние на Камю оказал его школьный учитель Луи Жермен, который, распознав способности своего ученика, оказывал ему всяческую поддержку. С помощью Жермена Альберу удалось в 1923 году поступить в лицей, где интерес к учебе сочетался у молодого человека со страстным увлечением спортом, особенно боксом. В лицее Камю вторично повезло с преподавателем, учителем класса философии был Жак Гренье, в будущем близкий друг Камю. Он способствовал пробуждению интереса к метафизике, литературе, театру.
  По окончании лицея он поступает на философско-исторический факультет Алжирского университета. Несмотря на постоянные заботы о хлебе насущном, он успешно осваивает классические философские тексты, знакомится с современной философией. Ницше, Кьеркегор, Шестов, Ясперс входят в круг его чтения одновременно с Достоевским, Прустом, Мальро. Во время учебы Камю начал вести дневник, писал эссе. В 1936—1937 годах он путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. На старших курсах университета увлекся социалистическими идеями. Весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием в Астурии. В 1934 года Камю женился на Симоне Ийе, оказавшейся морфинисткой. Вместе они прожили не больше года и в 1939 году развелись официально.
 В 1936 году Камю создал самодеятельный «Народный театр», в котором осуществил постановку «Братьев Карамазовых» и сам сыграл Ивана Карамазова.
  После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже републюкен» и «Суар републюкен». На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение государством социально-ориентированной политики и улучшение положение арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю много пишет, в основном эссе и публицистические произведения. После запрета «Суар републюкен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор переезжает в Оран, где они живут, давая частные уроки. Через два месяца они покидают Алжир и переселяются в Париж.
  В Париже Альбер Камю устраивается техническим редактором в газету «Пари-суар». В мае 1940 года им закончен роман «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно настроенного Камю увольняют из «Пари-суар» и, не желая жить в оккупированной стране, он возвращается в Оран, где преподает французский язык в частной школе. Вскоре Камю вступает в ряды Движения Сопротивления и возвращается в Париж.
 В феврале 1941 Камю  пишет «Миф о Сизифе», в котором  сравнивает абсурдность человеческого бытия с трудом мифического Сизифа, обреченным вести постоянную борьбу против сил, с которыми не может справиться.
  После окончания войны Камю некоторое время продолжает работать в “Битве”, которая теперь становится официальной ежедневной газетой. В 1947  году выходит третий роман писателя, “Чума”, повествующий об  эпидемии чумы в алжирском городе Оране. В переносном смысле, “Чума” - это нацистская оккупация Франции и, шире, символ смерти и зла. Теме универсального зла посвящена пьеса  “Калигула”, лучшая, по единодушному мнению критиков, пьеса писателя. Пьеса “Калигула”, в основу которой легла книга Светония “О жизни двенадцати цезарей”, считается значительной вехой в истории театра абсурда. 
      В 1947 году начинается его постепенный разрыв с левым движением, он уходит из «Битвы», становится независимым журналистом, пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».
В 1951 году выходит  его произведение «Бунтующий человек», где Камю исследует анатомию бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования. Некоторое время Камю сотрудничает с ЮНЕСКО, однако после того, как в 1952 году членом этой организации становится Испания во главе с Франко, он прекращает свою работу там. Будучи одной из ведущих фигур в послевоенной французской литературе, Камю в это время близко сходится с Сартром. Вместе с тем, пути преодоления абсурдности бытия у Сартра и Камю не совпадают, и в начале 50-х гг. в результате серьезных идеологических расхождений Камю порывает с Сартром и с экзистенциализмом. В отличие от религиозных экзистенциалистов вроде Ясперса и «бунтаря» Сартра, Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для того, чтобы понять, что заставляет человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.). Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.
В 50-е гг. Камю продолжает писать эссе, пьесы, прозу. В 1956 году писатель выпускает ироническую повесть “Падение”, в которой раскаявшийся судья Жан Баптист Кламанс признается в своих преступлениях против морали. Обращаясь к теме вины и раскаяния, Камю широко использует в “Падении” христианскую символику.
В 1957 году Альберу Камю  была присуждена Нобелевская премия по литературе “за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести”. В ответной речи Камю сказал, что его творчество зиждется на стремлении “избежать откровенной лжи и противостоять угнетению”.
Когда Камю получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Однако планам этим не суждено было сбыться: в начале 1960 года писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции.*