Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Писатель находится в ситуации его эпохи: каждое слово имеет отзвук, каждое молчание – тоже.
Жан Поль Сартр
французский философ, романист, драматург, публицист и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1964 год

Юбилеи


28 марта исполняется 140 лет со дня рождения Максима Горького (А. М. Пешкова) (1868-1936).
foto


    Горький Максим (настоящее имя Алексей Максимович Пешков), писатель, драматург, публицист, общественный деятель.
    Личность, и творчество Горького стали объектом постоянного интереса мировой читательской аудитории XX в., предметом и «неомифотворчества».
    Ранние детские годы Горького, вопреки апокрифическим сказаниям о «босяческом» происхождении писателя, прошли в среде, далеко отстоящей от «дна» тогдашнего российского общества, впоследствии столь красочно описанного Горьким. Отец Горького, Максим Совватеевич Пешков, был ярким, одаренным человеком; сын разжалованного за жестокое обращение с нижними чинами офицера, бежавший из дома и поступивший учеником к драпировщику, он к 30 годам становится управляющим астраханской конторой пароходства И. Колчина. Мать Горького, Варвара Васильевна, урожденная Каширина, была дочерью нижегородско купца В. В. Каширина, старшины городского красильного цеха. Несмотря на то, что родители Горького обвенчались вопреки желанию отца невесты, «увозом», конфликт между семьями вскоре был благополучно разрешен.
    Безвременная смерть отца, скончавшегося от холеры летом 1671 г., открывает ряд трагических событий, связанных с детскими и отроческими годами будущего писателя. Помимо прочего, смерть отца стала причиной отчуждения матери от маленького сына, которого она считала невольным виновником ее неудавшейся жизни. С 4 лет Горький воспитывался в семье деда; мать вскоре после переезда в Нижний Новгород вторично вышла замуж за Е. В. Максимова. Брак был крайне неудачен, и в 1879, 35 лет от роду, мать Горького скончалась от скоротечной чахотки.
    Дед Горького, Василий Васильевич Каширин, несмотря на то, что его необузданный, деспотичный характер служил постоянным источником семейных ссор и неурядиц, тяжело отразившихся на внуке, по-своему любил его и стремился обеспечить его будущее. В 1877 году Горький поступил в Нижегородское Кунавинское училище, где проучился до 1679 года. Бесконечные неудачи, преследовавшие семью Кашириных с начала 1870-х годов (раздел имущества между стариками Кашириными и их сыновьями, приведший к краху предприятия, неудачные финансовые операции деда), стали, в конце концов, причиной полного разорения, которое дед перенести не смог: растеряв все, что было у него, впавший в совершенную нищету, В. В. Каширин заболел душевной болезнью. С 1879 года Горький, 11 лет от роду, вынужден был оставить за недостатком средств училище и пойти обучаться ремеслу, «в люди». Тем не менее, говоря о детских годах будущего писателя, нельзя не видеть, что формирование его происходило в условиям, более сопоставимых с условиями воспитания выходца из среды купечества, нежели «самородка», явившегося силою своего природного таланта из действительных «низов» общества. Это необходимо учитывать, тем более что в дальнейшем, встречаясь, волею случая, с самыми разными людьми, в том числе с представителями пресловутого «дна», «золоторотцами», ставшими персонажами его ранних произведений, Горький очевидно дистанцировался, отстранялся от подобной среды, находя в себе возможности созерцать ее со стороны, взглядом наблюдателя-аналитика. Попытки отождествления Горького с его героями-«босяками», бытовавшие в читательской (а подчас и в критической и научной) среде, порождены не столько произведениями Горького, сколько стремлением создать мелодраматическую легенду, своего рода социальную «формулу» века — о «пролетарии», достигшем вершин писательской популярности и славы.
    За 5 лет (1879-1884) юный Горький меняет несколько мест «ученичества » — обувная лавка, чертежная и иконописная мастерские, пароходная кухня и пр. Большое влияние на Горького, как позже укажет он в «Автобиографии», оказала встреча с поваром парохода «Добрый» M. А. Смурым, одержимым страстью к собиранию книг. Совместное чтение этой «самой странной в мире библиотеки», в которой рядом уживались Анна Радклиф и том «Современника», выработало у Горького привычку к систематическому самообразованию; впоследствии целый ряд мемуаристов единодушно отмечали огромную начитанность Горького в самых разных областях человеческого знания, совершенное знакомство писателя, как с русской, так и с зарубежной словесностью.
    Летом 1884 г. 16-летний Горький едет в Казань в надежде поступить в университет. Однако за недостатком средств он ограничивается активным общением со студентами, посещениями кружков самообразования, сходок и т. п., зарабатывая в то же время себе на жизнь поденной работой — чернорабочим, грузчиком, пекарем. Неустроенность в быту, личные неурядицы (в т. ч. неудавшийся любовный роман) приводят Горького к душевному кризису, завершившемуся попыткой самоубийства (дек. 1887). С лета 1888 по октябрь 1872 происходят знаменитые впоследствии странствия Горького «по Руси». За 4 года Горький исходил всю Южную Россию — от Астрахани до Москвы, побывал в Южной Бессарабии, в Крыму и на Кавказе. Он батрачил в деревнях, работал на рыбных и соляных промыслах, был мойщиком посуды, служил железнодорожным сторожем и работником ремонтных мастерских. Однако кочевой образ жизни не препятствовал окончательному становлению интереса Горького к творчеству, общественно-политическим и философским проблемам. В эти годы Горький приобретает немало знакомств в среде творческой интеллигенции, переживает увлечение народничеством, толстовством и социал-демократическими учениями, пишет стихи и прозу. В сентябре 1892 года в газете «Кавказ» (Тифлис) появляется его рассказ «Макар Чудра», подписанный псевдонимом М. Горький.
    При содействии Короленко Горький публикует в 1893-1894 годах ряд своих произведений в приволжских газетах, а в 1895-1896 годах становится постоянным сотрудником «Самарской газеты», где выступает в качестве фельетониста (около 200 фельетонов за подписью Иегудиил Хламида), очеркиста, рецензента, автора рассказов («Песня о Соколе», «На плотах», «Старуха Изергиль», «Однажды осенью» и др.). Тогда же Горький знакомится с корректором «Самарской газеты» Екатериной Павловной Волжиной, которая в 1896 году становится его женой. С начала 1898 года работает над составлением 2-томного сборника «Очерки и рассказы», хотя к моменту выхода этого сборника произведения Горького уже неоднократно появлялись в столичной печати, успех «Очерков и рассказов» превзошел все мыслимые ожидания. Огромные по тем временам тиражи, обширнейшая критика, ожесточенные дискуссии, выходящие далеко за границы собственно литературных споров, в одночасье сделали из дебютанта одного из самых популярных и влиятельных писателей России. Критики единодушно оценивали появление «Очерков и рассказов» как значительное событие в общественно-культурной жизни русского общества, момент его духовного самоопределения.
    В 1899-1906 годах Горький становится ведущей фигурой в общественно-культурной жизни России. С осени1898 года – идейным руководителем журнала «Жизнь», а с сентября 1900 – руководителем издательского товарищества «Знание». 25 февраля 1902 года Горький избирается почетным академиком по разряду изящной словесности.
    С 1902 по 1905 года Горький становится постоянным автором МХТ; триумфальная премьера пьесы «На дне» (18 декабря 1902 г.) стала, наряду с триумфом чеховской «Чайки», вехой в истории театра. Огромную роль в жизни Горького сыграло и знакомство в 1900 с М. Ф. Андреевой, которая после разрыва писателя с Е. П. Пешковой стала гражданской женой писателя. Одна из самых красивых актрис МХТ, обладавшая незаурядным артистическим дарованием, М. Ф. Андреева была в то же время убежденной марксисткой, тесно связанной с РСДРП (в 1904 она вступила в партию, с 1897 – участвовала в деятельности марксистских кружков).
    Чрезвычайно бурной была в эти годы общественно-политическая жизнь Горького. Ранее, имевший эпизодические столкновения с полицией, подвергавшийся арестам и успевший уже заработать репутацию «неблагонадежного», Горький в 1901-1905 годах вступает в открытую конфронтацию с властями, весной 1901 года принимает непосредственное участие в студенческих волнениях в Петербурге, за что 17 апреля 1901 в третий раз заключается под стражу.
    «Песня о Буревестнике» (1901), появившаяся в апрельском номере «Жизни», была расценена как противоправительственная пропаганда, призыв к насильственному свержению существующего строя; журнал вскоре был закрыт. После месячного заключения в нижегородской тюрьме Горький был переведен под домашний арест, а затем – выслан в Арзамас под надзор полиции (ввиду резко ухудшившегося здоровья, зиму 1901/02 ему было разрешено провести в Крыму). В 1902-1904 годах Горький содействует сбору средств для большевистской печати (особую роль сыграл в этом С. Т. Морозов – московский промышленник, меценат, близкий друг Горького и поклонник М. Ф. Андреевой).
    11 января 1905 года Горький, приехавший в Ригу к заболевшей М. Ф. Андреевой, был арестован и препровожден вновь в Петербург, где заключен в тюрьму Трубецкого бастиона Петропавловской крепости — как особо опасный политический преступник: ему инкриминировалось участие в подготовке государственного переворота. За месяц, проведенный в крепости, им была написана пьеса «Дети солнца». Весь 1905 год Горький активно сотрудничает с революционным подпольем. После подавления декабрьского восстания в Москве, ввиду нового неизбежного ареста, Горький и М. Ф. Андреева уезжают из России.
    Произведения Горького этих лет — романы «Фома Гордеев» (1899) и «Трое» (1900), пьесы «Мещане» (1902), «На дне» (1903), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1906) — знаменуют наступление нового этапа в горьковском творчестве, связанном, прежде всего, с антропоцентрической проповедью Горького (программным произведением этого периода становится поэма «Человек», 1903). Антропоцентризм Горького органически связан с культом «необыкновенного человека» в его раннем творчестве. Однако теперь личностное утверждение горьковских героев непосредственно связано с их культурно-созидательной деятельностью, рассматриваемой как конфликт человека – носителя гармонии с «хаотической средой», окружающей его. Личность не удовлетворенную «косностью жизни», Горький принимает за «творческую натуру» (Фома Гордеев, Лунев).
    Идея о «космократической» миссии человека оказывается тематической основой в философской драме «На дне»; здесь прежняя «босяческая» образная экзотика превращается в общечеловеческую символику, которая знаменует неумолимое восхождение от «хаоса» к «гармонии» бытия.
    В годы первой эмиграции (1906-1913) Горький, пробыв около полугода в Америке (куда он прибыл вместе с М. Ф. Андреевой для сбора денег для РСДРП), остановился на Капри. Дом Горького становится местом паломничества русских политэмигрантов. Однако, в эти годы в центре внимания Горького оказываются не столько ортодоксальные марксисты-ленинцы, сколько марксисты-«богостроители» (А. А. Богданов (Малиновский), А. В. Луначарский, В. А. Базаров и др.), пытавшиеся интерпретировать деятельность партии как некой «новой церкви», несущей миру «новую религию» (марксизм), содержащую откровение о «реальном боге» – пролетарском коллективе, который обладает силой и волей к тотальному культурному преобразованию мироздания. В 1909 году, после разрушительного землетрясения в Калабрии и Сицилии, Горький развернул активную деятельность по сбору средств пострадавшим, чем снискал горячие симпатии итальянцев. В эти годы он много путешествовал по Италии, изучая ее быт и культуру; результатом явился цикл очерков «Итальянские сказки» (1912). В 1913 году, после объявления русским правительством всеобщей политической амнистии (в связи с 300-летием дома Романовых), Горький возвращается в Петербург.
    Годы первой эмиграции в творческой биографии Горького необыкновенно плодотворны. Помимо обширнейшей художественной публицистики, среди которой нужно особо отметить цикл памфлетов «Мои интервью» и «Русские сказки» (1906 г. и 1912 г.) и программную статью «Разрушение личности» (1909 г.), Горьким были созданы повести «Мать» (1906), «Исповедь», «Жизнь ненужного человека» (1908), «Лето» (1909), «Городок Окуров» (1910), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910), автобиографическая повесть «Детство» (1912-1913 гг.), цикл «Враги» (1906), рассказы, которые потом вошли в цикл «По Руси» (1923).
    В 1913-1921 Горький становится активным участником общественной и культурной жизни России: в эти годы собственно художественное творчество отходит в его жизни на второй план, уступая место разнообразнейшим начинаниям в сфере издательской деятельности. В 1915 году он вместе с И. П. Ладыжниковым и А. Н. Тихоновым организует издательство «Парус» и издает журнал «Летопись», в апреле 1917 года основывает газету «Новая жизнь»; Горький выступает инициатором издания разнообразных тематических сборников, привлекает к работе в своих издательских начинаниях молодых писателей. Активная политическая позиция, которую занимает Горький в годы войны и революции, определяет главенствующее место публицистики среди его произведений этих лет. Особо следует отметить цикл очерков, посвященных событиям 1917-1918 гг., которые публиковались в «Новой жизни», а после были изданы под общим заглавием «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре». Оценивая захват власти большевиками в октябре 1917 года резко негативно, считая это проявлением политического авантюризма, Горький рисует потрясающие картины одичания нравов в охваченном революционным террором Петрограде (газета Горького была закрыта в 1918 году как «контрреволюционная»).
    Отношение Горького к деятельности большевиков в эпоху «военного коммунизма» (1918-1921 гг.) объясняется горьковским пониманием революции как воплощения торжества творческой воли человека в истории, процесса максимальной интенсификации культурного строительства. Отсюда следует, с одной стороны, поддержка Горьким любых созидательных начинаний новой власти, прежде всего, в гуманитарной сфере. Среди крупнейших начинаний этого рода, непосредственно связанных с деятельностью Горького,— организация издательства «Всемирная литература» (в авг. 1918), объединившего лучшие литературные и научные силы России.
    За границей Горький до 1924 жил в Германии и Чехословакии. Его позиция как по отношению к Советской России, так и по отношению к эмиграции была двойственно-неопределенная. С одной стороны, неоднократно подвергая действия советской власти (особенно направленные против свободы слова и инакомыслия) жесткой и нелицеприятной критике, он находил сочувствие в рядах творческой интеллигенции Русского зарубежья, с другой — очевидно дистанцировался от нее, демонстрируя свою приверженность к идее социалистического преобразования жизни и, в общем, лояльность к РСФСР (а затем — к СССР). В 1923-1925 годах Горький совместно с Ходасевичем издает в берлинском издательстве С. Г. Сумского журнал «Беседа», предназначенный, по идее Горького, прежде всего для советского читателя и призванный сыграть культурно-просветительскую роль на советском книжном рынке, познакомить советского читателя с научно-литературной жизнью Европы (в т. ч. эмигрантской). Однако, несмотря на настойчивые требования Горького, журнал в Россию советскими властями допущен не был. Раздражение со стороны Москвы вызывали и выступления Горького в защиту советских политзаключенных. Горький поддерживал связи, как с советской творческой интеллигенцией, так и с некоторыми видными деятелями советской администрации. Вилла Горького в Сорренто (Италия), которую он снимал с весны 1924, стала местом паломничества советских деятелей культуры, выезжавших в заграничные командировки. Во второй половине 1920-х в СССР с подачи властей разворачивается кампания за возвращение Горького.
    В творчестве Горького этих бурных лет ведущим жанром становится художественная мемуаристика. Вслед за «Детством» появляется автобиографическая повесть «В людях» (1916), а затем повесть «Мои университеты» (1923), к которой в первом издании были присоединены мемуарные очерки «Сторож», «Время Короленко», «В. Г. Короленко», «О вреде философии», «О первой любви» (тематически сюда же относится и созданная ранее повесть «Хозяин», 1913). В этот же период Горьким создаются «литературные портреты»: воспоминания о Л. Н. Толстом, Л. Н. Андрееве, А. П. Чехове, Н. Г. Гарине-Михайловском
    В 1920-е Горький создает рассказы и роман «Дело Артамоновых» (1925), выдержанный в традиции европейского романа «семейной хроники». С 1925 года Горький начинает работу над грандиозной исторической эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (первоначальное название – «Сорок лет»), которая, по замыслу должна была стать летописью переломной эпохи в истории России и русской интеллигенции. Работа над эпопеей продолжалась до смерти писателя; замысел остался до конца не осуществленным.
    В мае 1928 г. Горький возвращается в СССР и путешествует по стране (Курск, Харьков, Днепрострой, Запорожье, Крым, Ростов на Дону, Баку, Тифлис, Коджори, Ереван, Владикавказ, Сталинград, Самара, Казань, Нижний Новгород). Огромное впечатление – насколько можно судить по очеркам об этой поездке, собранным в книгу «По Союзу Советов» (1929), – произвел на Горького сам факт образования в России некой новой культуры: так давно ожидаемый им результат революции, искупивший в глазах Горького ее разрушительное действие. С этого момента Горький всецело захвачен идеей активного содействия «культурному строительству» в СССР. В 1929 он вновь посещает страну, а с 1931– избирает Москву местом постоянного жительства. Огромные привилегии и почести, оказываемые ему властями, Горький воспринимает с некоторым недоумением, однако старается их оправдать огромным культурно-просветительским трудом: по его инициативе организуются журнал «Наши достижения» (1929-1936) и «Литературная учеба» (1930-1941). Об этом – последнем – периоде жизни Горького судить достаточно сложно, ибо значительное количество материалов, касающихся обстоятельств деятельности Горького в СССР в 1931-1936 гг., до сих пор не опубликовано. Горький сыграл ключевую роль в образовании Союза советских писателей, явившись организатором и председателем I Всесоюзного съезда советских писателей (1934). Однако истинную позицию писателя в грандиозной политической игре этих лет мы до сих пор представить себе не можем, довольствуясь бесчисленными апокрифами и косвенными свидетельствами. Известно, однако, что последние годы жизни Горький находился под жесткой «опекой» ГПУ, возглавляемого Г. Г. Ягодой, стремившимся по возможности изолировать Горького от советской и мировой общественности. Загадочен и конец Горького: скончавшийся 18 июля 1936 года, писатель был вскоре объявлен жертвой «троцкистско-бухаринского» заговора. Сейчас версия об убийстве Горького (и об убийстве его сына Максима в мае 1934) остается предметом дискуссии.
    Подлинное, лишенное «белых пятен» и сиюминутной политической пристрастности жизнеописание Горького – впереди.*


*Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь: в 3 т. / под ред. Н. Н. Скатова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. – Т.1 А-Ж. – 733 с.