Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Поэзия – разбуженное время
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи


6 марта исполняется 80 лет со дня рождения латиноамериканского писателя, поэта, журналиста Габриэля Хосе Гарсиа Маркеса.
foto
    Гарсиа Маркес родился 6 марта 1927 года в колумбийском городке Аракатака. В детстве воспитывался у бабушки и деда по материнской линии. Именно эти родственники познакомили будущего писателя с народными преданиями и языковыми особенностями, ставшими впоследствии важным элементом его творчества.
    В 1940 году, в возрасте 12 лет, Габриель получил стипендию и начал учёбу в иезуитском колледже. В 1946 году по настоянию родителей поступил в Национальный университет Боготы на юридический факультет. Тогда же он познакомился со своей будущей женой, Мерседес Барча Пардо.
    Прервав учёбу раньше срока в 1950 году, решил посвятить себя журналистике и литературе. Особое влияние на него оказали такие писатели, как Э. Хеммингуэй, Д. Джойс, У. Фолкнер и Вирджиния Вулф.
    В 1955 в Боготе на средства друзей вышла повесть Палая листва («La hojarasca»), в которой он впервые заявил о себе как о серьезном прозаике. «Палой листвой» в его родном городке называли людей, кочующих в поисках заработка и места под солнцем. Впервые упоминается городок Макондо, где впоследствии будут разворачиваться события, описанные в его романах и повестях. В повести отчетливо звучит тема одиночества – одна из центральных в творчестве Маркеса.
    В том же году, в качестве корреспондента «El Espectador», Маркес совершил множество поездок, занимался на режиссерских курсах Экспериментального кинематографического центра в Риме. В Париже узнал о перевороте на родине и закрытии «El Espectador». Оставаясь в Париже и продолжая работать в нескольких газетах, погружается в творческие поиски. 11 раз переписывает повесть «Полковнику никто не пишет», добиваясь максимальной художественной выразительности.
    Герой повести «Полковнику никто не пишет» – отставной полковник, ожидающий в нищете, безвестности и глуши пенсию, обещанную ему за подвиг, совершенный в годы гражданской войны между консерваторами и либералами. Это безнадежное ожидание, как и сохранение боевого петуха, принадлежавшего его сыну, расстрелянному за распространение листовок, является единственным смыслом его существования.
    В 1957 Маркес уезжает в Венесуэлу в Каракас, где в это время была свергнута диктатура Переса Хименеса, работает в журнале «Моменто», посещает Московский Всемирный фестиваль молодежи и студентов в качестве корреспондента. В 1958 женится на Мерседес Барча – впоследствии у них родилось двое сыновей. В этом же году повесть «Полковнику никто не пишет» была напечатана в малоизвестном мексиканском журнале «Мито». В 1959 Маркес стал корреспондентом кубинского правительственного агентства новостей «Пренса Латина» – много разъезжает, работает в Боготе, на Кубе, в США.
    В 1961 перебрался в Мехико. Отдельным изданием выходит повесть «Полковнику никто не пишет» (El coronel no tiene quien lo escriba, 1961), затем сборник «Похороны Большой Мамы» (Los funerals de Mama Grande, 1962), куда вошли рассказы 1955–1961 гг. В образе Большой Мамы выступает Колумбия – в иносказательной форме речь идет об ожидающей страну судьбе. Первый роман Маркеса «Недобрый час» (La mara hora, 1962), вышедший в Испании и получивший премию «Эссо», посвящен теме насилия.
    Наибольшую известность и коммерческий успех Маркесу принес роман «Сто лет одиночества» (Cien anos de soledad, 1967), опубликованный впервые в Буэнос-Айресе. Окончательно замысел романа сложился в январе 1965. После чего писатель на 18 месяцев заперся в кабинете, продав машину и переложив все заботы по обеспечению семьи на жену. Описывая эксцентрические события из жизни шести поколений Буандиа, автор показывает, как из жизнерадостных первооткрывателей они превращаются в выродившихся невротиков, из последних сил влачащих на земле свое существование. В истории рода Буандиа усматривают аналогию с расцветом, развитием и кризисом индивидуализма, лежащего в основе современной культуры. Одиночество, о котором так часто идет речь в произведениях Маркеса, и есть тот финал, который ожидает человека на этом пути. После смерти последнего Буандиа поднявшийся ураган сметает с лица земли изъеденный термитами, трухлявый Макондо с остатками его жителей.
    Роман вызвал, по словам перуанского поэта Варгаса Льосы, «литературное землетрясение» – первые тиражи расходились за считанные недели. Его почти сразу перевели на основные европейские языки (на русский – в 1970 г.), он был признан шедевром латиноамериканской прозы, положившим начало направлению под названием «магический реализм».
    Основные черты направления – точная, «реалистическая» детализация в описании эксцентрических характеров и сверхъестественных событий. Маркес признавался, что решился «разрушить демаркационную линию между тем, что казалось реальным, и тем, что казалось фантастическим, ибо в мире, который я стремился воплотить, этого барьера не существовало». Для его героев «христианская мораль», «республиканские традиции», «валютный голод», «общественный прогресс» суть такие же порождения современного магического сознания, как вера в духов, колдунов и порчу у их предков. Роман был награжден многочисленными премиями, писатель стал почетным доктором Колумбийского университета в Нью-Йорке и переехал в Барселону.
    В 1972 вышел сборник рассказов «Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и ее бессердечной бабушке» («La increible y triste historia de la candida Erendira y de su abuela desalmada»), где рассматривается подавление одной личности другой. Гарсиа Маркес получил международную премию имени Ромуло Гальегоса.
    В романе «Осень патриарха» («El otono del patriarca», 1975) прослеживается, как обычный кабальеро превращается в жестокого диктатора и чуть ли не бога, к которому даже после смерти боятся подойти близко. Автор продолжает анализ проблемы власти, предлагая разные точки зрения на образ диктатора, ставя вопрос о роли насилия в истории и обществе. В 1974 Маркес основал в Боготе левую газету «Альтернатива» и с 1975 по 1981, пока у власти находился чилийский диктатор Пиночет, занимался политической журналистикой.
    Роман «Хроника объявленной смерти» («Cronica de una muerte anunciada», 1981) повествует об убийстве, по-разному воспринятому его очевидцами. Автора назвали «одним из самых «магических» политических романистов современности». Он был награжден французским Орденом почетного легиона.
    В 1982 Маркес становится лауреатом Нобелевской премии по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». «В произведениях Гарсиа Маркеса народная культура… испанское барокко… влияние европейского сюрреализма и других модернистских течений представляют утонченную и жизнеутверждающую смесь. …Гарсиа Маркес не скрывает своих политических симпатий, он стоит на стороне слабых и обездоленных, против угнетения и экономической эксплуатации» (из речи представителя Шведской Академии Ларса Йюлленстена).
    В ответной речи Маркес подчеркнул, что писатель несет ответственность за «создание утопии, где никто не сможет решать за других, как им умирать, где любовь будет подлинной, а счастье – возможным, и где народы, обреченные на сто лет одиночества, обретут, в конце концов, право на жизнь».
    После получения Нобелевской премии были написаны романы «Любовь во время холеры» («El amor en los tiempos de colera», 1985) – о том, как «бедный телеграфист полюбил красавицу и ждал ее ответа 51 год, 9 месяцев и 4 дня», «Генерал в своем лабиринте» («El general en su laberinto», 1989), сборники «Двенадцать странствующих рассказов» («Doce cuentos pergrinos», 1992), «Любовь и другие демоны» («Diatriba de amor contra un hombre sentado», 1994), «Сообщение о похищении» («Noticiade un secuestro», 1996).
    В 1989 врачи обнаружили у писателя раковую опухоль в легких, которая, вероятно, была следствием его пристрастию к курению (за работой он выкуривал по три пачки сигарет в день). После операции в 1992 болезнь приостановилась. Но писатель продолжал испытывать проблемы со здоровьем. Медицинское исследование в 1999 году выявило у него другую форму рака — лимфору. После ему пришлось перенести две сложнейшие операции в США и Мексике и долгий курс лечения. В 2002 вышел 1-й том мемуаров «Жить, чтобы рассказывать об этом» («Vivir Para Contarla»), в 2004 – роман «Воспоминания о моих грустных подругах»(«Memoriade misputas triste»s). В 2004 писатель, ранее отказывавшийся сотрудничать с Голливудом, продал право на экранизацию своей книги «Любовь во время холеры».
    Многие критики отмечают влияние на творчество Гарсиа Маркеса писателей Франца Кафки, Джона Дос Пасоса, Вирджинии Вулф, Альбера Камю, Эрнеста Хеммингуэя и особенно Уильяма Фолкнера: «сказочный мир Макондо – это во многом графство Йокнапатофа, перенесенное в колумбийские джунгли» – отмечал Салман Рушди. Маркес виртуозно преломляет их приемы и художественный опыт в собственном творчестве, в котором отчетливо проступают экзистенциальные мотивы – одиночество, переживаемое как «заброшенность в мир», стремление противостоять ему, сохраняя чувство собственного достоинства или погрузившись в магию повседневности.
    В произведениях Маркеса – «этих фантастических созданиях магии, метафоры и мифа», отразились основные конфликты нашего времени и напряженный поиск возможных способов их разрешения. *