Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Стихи нельзя объяснить – только понять
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи


2 июля исполняется 130 лет со дня рождения немецкого писателя, классика литературы ХХ столетия Германа Гессе (1877-1962)
foto


    Герман Гессе родился в Вюртемберге в семье миссионера, вскоре после рождения сына принявшего швейцарское подданство (до этого Иоганнес Гессе был подданным российской короны). Учился в протестантской семинарии, откуда сбежал после семи месяцев учебы; в тринадцать лет твердо решил "стать поэтом - или никем". (Ранние стихотворения Гессе - не более чем подражания шедеврам тех, кого он читал в детстве). В 1904 году опубликовал свой первый роман "Петер Каменцинд" и с этого времени стал профессиональным писателем. В 1911 году совершил путешествие по Индии (впечатления от этого путешествия легли впоследствии в основу "Игры в бисер" и "Паломничества в страну Востока"). Год спустя вместе с семьей покинул Германию и поселился в Швейцарии. В начале первой мировой войны с Гессе случился нервный срыв, вынудивший его обратиться в клинику Карла Густава Юнга. Лечение в этой клиники обогатило Гессе "психоаналитическим опытом", что легко заметить в таких романах, как "Сиддхарта" (1922) или "Степной волк" (1927). В 1934 году Гессе стал действительным членом Швейцарского клуба поэтов. Между тем в Германии его книги были объявлены "нежелательными для чтения", а романы "Степной волк" и "Нарцисс и Гольдмунд" запретили издавать впредь (эти ограничения и запреты были, разумеется, сняты с падением нацистского режима).
    В 1946 г. Гессе была присуждена Нобелевская премия по литературе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль». В своей речи представитель Шведской академии Андерс Эстерлинг сказал, что Гессе вручается награда «за поэтические достижения человека добра – человека, который в трагическую эпоху сумел защитить истинный гуманизм». Гессе не смог присутствовать на торжественной церемонии, и от его имени выступил шведский министр Генри Валлотон, который в ответной речи процитировал Зигурда Клурмана, президента Шведской королевской академии: «Гессе призывает нас: вперед, подымайтесь выше! Побеждайте себя! Ведь быть человеком – это значит страдать от неизлечимой двойственности, это значит разрываться между добром и злом».
    После получения Нобелевской премии Гессе не написал больше ни одного крупного произведения. Продолжали появляться его эссе, письма, новые переводы романов. Последние годы писатель безвыездно прожил в Швейцарии, где и умер в 1962 г. в возрасте 85 лет, во сне, от кровоизлияния в мозг.
    Помимо Нобелевской премии Гессе был награжден Цюрихской литературной премией Готтфрида Келлера, Франкфуртской премией имени Гёте, премией Мира Западногерманской ассоциации книгоиздателей и книготорговцев, а также удостоен почетной докторской степени Бернского университета.
    Хотя творчество Гессе высоко ценили такие выдающиеся писатели, как Манн, Жид, Элиот, к моменту присуждения ему Нобелевской премии он был известен в основном только в германоязычных европейских странах. За последние десятилетия книги Гессе переводились на многие языки мира, появились новые монографии и критические статьи о его творчестве – на сегодняшний день Гессе считается одним из крупнейших писателей XX в. По словам Т. Циолковского, Гессе, как и «любой большой художник его поколения... обращается к центральной проблеме начала XX столетия: разрушению традиционной действительности во всех сферах жизни. Гессе сумел показать, до какой степени новое является традиционным по своим мыслям и форме; его творчество – это своего рода мост между романтизмом и экзистенциализмом».
    В 60-70-е гг. слава Гессе выходит за пределы элитарных кругов, творчеством писателя заинтересовалась современная молодежная культура. Некоторые критики отнеслись к этому иронически, считая, что молодежь сделала Гессе своим пророком, не особенно вникая в суть его творчества. Особенно возросла популярность писателя среди молодежи Соединенных Штатов, где был создан культ Гессе. Тем временем творчество писателя стало предметом скрупулезного анализа многих литературоведов и критиков, прежде всего Джорджа Стайнера и Джефри Сэммонза. «Одно дело – искать единства, – писал Сэммонз, – другое – окончательно утвердиться в нем и рассматривать всяческие нарушения гармонии как незначительные и тривиальные...». К началу 80-х гг. культ Гессе начал спадать, интерес критиков к романисту уменьшился. Несмотря на это, Гессе по-прежнему занимает одно из центральных мест в литературе XX в.*

* Использованы материалы сайта :«Лауреаты Нобелевской премии в области литературы» и страница страница